ПЕРВЫЕ ШАГИ

КРИТЕРИИ ИСТИННОСТИ ВЕРЫ




КРИТЕРИИ ИСТИННОСТИ ВЕРЫ
Первый критерий - историчность. Если Бог есть, то и вера в него непрерывна в истории.

Второй - неизменность основных положений веры. Особенно учения о спасении.

Третий - образ святости, явленный в святых как свидетельство действенности веры. Как говорил Христос - по плодам их узнаете их.

Есть еще критерий - непрестанная вражда и гонения со стороны внешнего мира, воздвигаемая диаволом через вольных и невольных его служителей. Именно на истинную веру таких гонений больше всего на протяжении всей истории.



Можете это использовать когда вам задают вопросы типа - и как разобраться какая вера правильная.

Если затронется вопрос о древности веры - расскажите о православии Адама - первого человека и в чем оно заключалось. Адаму после грехопадения было дано сразу же обетование о Христе. Получается, что он и его потомки вплоть до пришествия Спасителя были православными, потому что верили в Спасителя.

Очень хороший аргумент против протестантства, мусульманства и язычества.

Священник Алексий Есипов

Православная энциклопедия "Азбука веры"


Настоящий сайт вырос из сборника статей, которые накапливались его авторами по мере разрешения тех или иных сомнений. Мы сделали попытку классифицировать наиболее часто возникающие вопросы, которые появляются у людей, интересующихся религией. Христианству почти 2000 лет, и те проблемы, что иногда ставят ищущих в тупик, ясно и четко описаны и разъяснены множеством исследователей, как древних, так и современных. Наша основная задача – помочь читателю избавиться от стереотипов и суеверий, сориентироваться в многообразии голосов и мнений.

Закон Божий под редакцией Слободского

Закон Божий под редакцией Слободского - это первая базовая книга, которая вместе с Новым Заветом закладывает теоретический фундамент для построения нашего понятия о Православии и вере. Если кто из вас его не прочитал - бросайте пока другие книги и изучайте, параллельно читая Новый Завет. Совсем недавно я услышал о человеке, который много читал православной литературы, не усвоив азов, и, в конце концов, перед смертью оказался одержимым и отказался от исповеди и причастия... ИЗБЕГАЙТЕ БЕССИСТЕМНОГО ЧТЕНИЯ, которое может увести из Церкви, ввести человека в прелесть, привести к состоянию обрядовера.  

Священник Алексий Есипов

КАК ПРАВИЛЬНО ИСПОВЕДОВАТЬСЯ

Исповедь не требует явок, паролей и персоналий. Исповедь - это не автобиография и отчет о жизненных событиях и планах. Миф о священниках, докладывающих исповеди органам - плод параноидальной фантазии. Священнику это неинтересно, пока не касается духовной помощи, которую вы же сами просите. Бог от вас ждет покаяния в конкретных грехах. А совета спросить ищите тех, кто порассудительней.
Для исповеди я всегда рекомендую воспользоваться пособием к исповеди. Для человека, который никогда не исповедовался, многие грех могут быть неосознанны, он даже может не подозревать, что они существуют. Лучше всего для начала воспользоваться пособием "В помощь кающимся"  http://theprayerbook.info/4378-v-pomosch-kayuschimsya-posmobie-k-ispovedi.html, который написал Святитель Игнатий Брянчанинов. Можно свои грехи выписать на листок для памяти, потому что первый раз бывает особенно волнительным и память зачастую человека подводит. На исповеди не надо говорить о том, что ты не делал, надо называть грех и каяться в нем. Не нужно описывать обстоятельств и подробностей греха, если этого не требует особый покаянный настрой. Не нужно приуменьшать грех, называя воровство допустим выражением "взял без спроса", или затесывая смертные грехи мелким почерком между незначительными в надежде, что как то проскочит. Чем больше мы проявим в исповеди самосуждения, тем большее оправдание получим от Бога. Подходя к исповеди нужно называть свое святое имя (данное в крещении) и начинать словами Согрешил "тем-то, тем-то". После исповеди можно сказать, что закончил. После того, как священник прочитает разрешительную молитву нужно перекреститься, поцеловать Евангелие, перекреститься, поцеловать крест и взять у священника благословение.
Священник Алексий Есипов


КАК ЧИТАТЬ ДУХОВНУЮ ЛИТЕРАТУРУ

Читать для знания - одно дело, а читать для назидания - другое. При первом много читается, а при втором не надо много читать, а как только из читаемого что-либо падет на сердце, останавливайтесь и думайте, стараясь и разъяснить, а более углубить в сердце сию мысль. Это то же, что превратить сие в предмет богомыслия. Так питать будете душу и растить, а не насыпать ее, как мешок Феофан Затворник


ОГЛАШЕННИИ ИЗЫДИТЕ!!!

Есть очень вредная духовная болезнь неофитства, когда неофит, много возомнив о своем благочестии - а благочестие неофита оно в первые годы довольно легкое, еще не испытанное огнем искушений и богооставленности - начинает учить благочестию всех вокруг. За это от нас, православных, шарахаются. Даже есть нарицательное звучание слова "оглашенный" в этом смысле. Нахватался кусков знаний - и вперед учить всех безбожников и сектантов уму-разуму. Вред при этом всем огромный. И таким горе-проповедникам и тем, кто имел несчастье с ними столкнуться. Это - антипроповедь. Это - антимиссионерство. Они не понимают, что они таким образом более отталкивают от церкви, создавая собой имидж православных, как недалеких мракобесов, верящих в чудеса и поповские сказки. Изучите сначала основы веры. Духовной жизни. Психологии. Изучите сектоведение. Сравнительное богословие. Апологетику. Почитайте как святые отцы вели диспуты с еретиками в 4 веке. А там посмотрим на что вы способны. А пока молчите! Если спросят - знаете - ответьте, не знаете так и скажите. А иногда и лучше промолчать если и знаешь, потому что вопрос может быть провокационным. А вы способны это увидеть? Вы хороший психолог? Священник Алексий Есипов


Моя древняя статья для начинающих...



ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ
iereyalexiy


    Обыкновенному человеку, впервые входящему в православный храм, часто становится неловко от того, что он мало знает о правилах поведения в доме Божием. Он часто не знает, что нужно делать, когда осенять себя крестным знамением или делать поклоны. А земные поклоны нередко повергают новообращенного христианина в состояние близкое к шоку… Немалое смущение в души начинающих свой путь к Богу вносят также советы и рекомендации «бывалых» прихожан, все внимание которых чаще всего бывает приковано к внешнему виду зашедшего в храм или к его позе…
     Хорошо, если неофит, как в обиходе называют новообращенного христианина, решится подойти к священнику и спросить его о том, как необходимо себя вести во время службы, задать вопросы, которые для него чрезвычайно важны. Но, к сожалению, довольно часто получается так, что некая робость или кажущаяся занятость священника не располагают к общению такого рода. Именно таким «застенчивым» людям посвящена эта страница сайта нашего храма, хотя вряд ли возможно заменить личное общение письменными рекомендациями или ответами на вопросы.
     Семьдесят лет гонений на Православие в России привели к тому, что русский народ оказался оторванным от богатства духовной культуры, которое в течение веков неизменно хранит Русская Православная Церковь. Отрадно, что сейчас, по милости Божией, открываются храмы, в которых совершаются ежедневно богослужения, издается духовная литература, и наши современники вновь получили возможность приобщиться к великому источнику радости и благодати Христовой – православной вере.
    Нельзя научить ребенка читать без обучения азбуке. Подобным образом, человек не может познать православную веру без знания основных понятий, особенно таких, как: кто есть Бог; кто Такой Христос; что есть Церковь, кто такие святые, кто такие священнослужители; в чем смысл церковных Таинств, таких как Крещение, Исповедь и Причащение. Довольно часто получается так, что неправильное понимание основ нашей веры создает почву для соблазнения новоначальных христиан атеистами и всякого рода сектантами.
    Я, к примеру, посмотрев в детстве «Божественную комедию» Данте Алигьери в постановке кукольного театра Образцова, представлял себе "бога", о котором говорила Церковь, совершенно определенным образом. Для меня он был этаким дедушкой на облаках, который слепил людей из глины, а потом выгнал их с неба непонятно за что. В эти «поповские сказки» я, естественно, не верил и такого "бога" принять не мог мой детский наивный разум...
    Позднее, в юности, я стал понимать, что есть какая-то Высшая Сила или Разум, который если не управляет, то может воздействовать на этот материальный мир. К этому выводу меня привел личный духовный опыт, который я вряд ли мог тогда выразить определенно. Но, конечно, гордо думал я про себя, это совсем не то, о чем говорят попы-мракобесы.
    Оглядываясь назад, я понимаю, что такие мысли вряд ли у меня возникли, если бы я посетил хотя бы одно, самое первое занятие в воскресной школе для самых маленьких. Или прочитал первые страницы «букваря» нашей веры - Закона Божия. Если вы ее не прочитаете или прочитаете невнимательно, особенно в самом начале своего пути к Богу, то может получиться так, что слова у вас будут без букв, а предложения без слов. Поэтому советовал бы вам не приниматься за чтение духовной литературы без разбора, а прежде советоваться с священником.
    Конечно, самая главная и важная для православного христианина Книга - это Святое Евангелие, которое раскрывает историю нашего спасения и земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Его полезно читать ежедневно, сопровождая изучение Слова Божия соответствующим комментарием из Закона Божия или творений Святых Отцов Православной Церкви, для лучшего понимания того, что происходило в тот или иной период истории Нового Завета или жизни Христа Спасителя.
    Тогда, постепенно постигая суть Священного Писания и мистической жизни Православной Церкви, вы поймете, что православная вера - это не теория или набор сухих правил и ограничений, а жизнь во Христе и со Христом; не скучная мораль, а горячее желание служить Богу и людям; стремление учиться смирению, любви, милосердию, прощению; постоянная работа над собой – избавление от зависти и осуждения, злословия и неприязни, гордости и самомнения, горячее желание покаяния и очищения души. Именно тогда вы окажетесь рядом у входа в дверь своего сердца, за которым уже давно стоит и ждет Сам Христос, обращаясь к каждому из нас со словами: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3, 20).
Тогда молитвы, которые христианин совершает ежедневно утром и вечером, а также регулярное посещение храма в субботу вечером и в воскресение утром, Причащение Святых Христовых Тайн не реже, чем раз в месяц, станут не обременительными тяжкими обязанностями для вас, а необходимой потребностью вашей души, жаждущей радости общения с Богом.
А как вести себя в храме - этому вы научитесь рано или поздно. Смотрите литературу в разделе ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВИЯ на  WWW.WCO.RU/BIBLIO

Помощи Вам Божией и благословения!
Некоторые ответы с моего форума на сайте Мартина Исповедника
iereyalexiy
Как провести Великий пост и подготовиться к нему?
Добрый день, отче Алексий!
Обращаюсь к Вам за помощью.
18 февраля начинается Великий пост. Однако в различных источниках, в т.ч. на сайте WWW.wco.ru я не смог найти ответа на вопрос, как правильно соблюсти пост, везде указывается, что вопросы соблюдения поста необходимо уточнять у священника, лучше у своего духовника.
Понимая, что пост - это не только ограничение в пище, но и освобождение духа от излишних мирских развлечений. Прошу Вас помочь мне правильно подготовится к посту.
С уважением, Александр.
С Рождеством Христовым, дорогой Александр!
Святые отцы и учителя Церкви советуют во всяком деле благочестия соблюдать меру и рассудительность. Поэтому подготовка к посту - это время, когда мы постепенно стараемся отойти от мирских развлечений, сосредоточиться на молитве и покаянии, отказаться от употребления некоторых скоромных (то есть содержащих животные жиры) продуктов.
Каждый человек – индивидуален, и у каждого разное здоровье, возраст, условия жизни и т. д. Поэтому Вы и не нашли детального описания того, как надо проводить пост. Конкретные рекомендации можно получить, только пообщавшись с духовником, а если это в силу тех или иных причин невозможно, то надо помолиться Богу и, руководствуясь голосом совести и разума, определить для себя самому подходящую меру поста духовного и телесного.
Для всех христиан обязателен Церковный устав или Типикон, который преимущественно говорит о внешнем проведении поста, то есть что нам кушать или не кушать. О том, что можно кушать, Вы можете также узнать на страницах церковного календаря (www.days.ru). О внутреннем же делании пусть подскажет Вам совесть и традиция Православной Церкви.
Приготовление к Великому посту начинается за три недели до его начала с Недели о мытаре и фарисее и заканчивается Прощенным воскресеньем. Каждая неделя имеет определенное содержание и смысл, дает повод к размышлению и духовной работе над собой. В последнюю неделю - сырную (масленицу) - мы воздерживаемся от мяса, но едим сыр и молочные продукты.
Я бы посоветовал Вам почитать книгу святителя Феофана Затворника "Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться", которая поможет найти ответы на многие вопросы, в частности, и о посте.
Великий Пост начинается сугубым воздержанием. Церковным уставом предписывается полное воздержание от пищи с понедельника по пятницу первой седмицы. Но сейчас в силу нашей немощи, Святая Церковь позволяет вкушать в эти дни вареную пищу.
Для духовного совершенствования полезно читать Великим Постом духовную литературу. Например, в Оптиной пустыне, Великим Постом перечитывались такие книги, как "Душеполезные поучения аввы Дорофея", "Лествица" преподобного Иоанна Лествичника, "Невидимая брань" преподобного Никодима Святогорца. Это правило соблюдали святитель Игнатий Брянчанинов, многие святые отцы и благочестивые христиане.
Помощи Вам Божией и благословения!
Священник Алексий Есипов

Об употреблении в пост алкоголя, сахара, кофе и др.
Отче Алексий! С Рождеством Христовым!
Спасибо за ответ, последую Вашим советам.
Чем больше для себя открываешь, тем больше рождается вопросов, уже скорее практических:

1) алкоголь, как я понимаю, относится к скоромной пище, а сахар и кофе? Разрешено ли их употреблять в пост, и будет ли отказ от них личным постом, или они относятся к скоромной пище?

2) ту литературу, которую Вы рекомендовали, допустимо ли читать в электронном виде или их лучше читать в бумажном виде?

3) в минувшее воскресенье, причащал дочь и подходил к причастию сам, но после принятия Святых даров не поцеловал Святую Чашу (символически изображающую ребро Христа), сейчас нахожусь в смятении, так как не могу найти ответа, насколько велик такой грех?

С уважением, Александр.

Уважаемый Александр, здравствуйте!

Об употреблении алкоголя, как Вы понимаете, нельзя давать общие рекомендации всем сразу. Если человек имеет алкогольную зависимость или уходит в запой, достаточно ему лишь выпить первую рюмку - таким людям я бы рекомендовал воздерживаться от алкогольных напитков всегда и везде.

Если же человек знает меру и не употребляет спиртное без особой нужды, то в уставе есть указания об употреблении вина. От вина мы сугубо воздерживаемся только в дни строгого поста, какие это дни, смотрите там же - www.days.ru.

Кофе и сахар не относятся к скоромной пище. Но если есть особое пристрастие к их употреблению, то можно и сугубо повоздерживаться, поскольку в этом и состоит смысл поста.

Насчет чтения книг, тут уж выбирайте как Вам удобнее. Хотя моё мнение - по возможности лучше читать обычную книгу, но опять таки, если есть такая возможность. А за неимением такой возможности можно - и в электронном, тем более, что для многих это становится проще и доступней.

По поводу третьего вопроса скажу одно - на исповеди надо говорить обо всем, что хоть как-то смущает Вашу совесть. А говорить надо так, как есть, не выдумывая особого стиля изложения.
Помоги Вам Господи!
Священник Алексий
О нетерпимости
Здравствуйте!
У меня к Вам давно мучающий меня вопрос: как мне научиться терпимости? Которую я считаю одной из главных добродетелей. Я - нетерпим.

Например, многие из христиан, нарушали свою верность Богу (а некоторые и продолжают, даже не задумываясь), много инаковерующих, притом некоторые в самые гадкие и бесчеловечные религии, кто-то совсем в лукавство... В мире всюду мерещится и видится грязь, грех и вонь. Куда ни сунься - грязь. А люди могут думать, как считают нужным, и много инакомыслящих (среди них всё-таки есть хорошее). А людей надо любить.

Как мне научиться и их любить, не скатываясь к страху, а потом и к откровенной ненависти? Как увидеть искру Божью даже в тех, кто не на пути с нами? Как быть терпимым христианином?
Храни Вас Бог!

Помогите, пожалуйста!

С уважением, Игорь.

Дорогой Игорь!

Огромное спасибо Вам за Ваше письмо.
Мне как пастырю известно и на собственном духовном опыте, и на опыте других людей, что такая духовная проблема существует и мучит практически каждого человека. Это вопрос работы над собой, этому надо учиться и учиться постепенно, начиная от меньшего к большему. Преп. Серафим Саровский говорил: «Добродетель не груша, её сразу не скушаешь». Преп. Дорофей в своих наставлениях говорит о том, как человек должен приучать себя к добродетели смиренномудрия, потому что проблема нетерпимости – это прежде всего проблема отсутствия правильного отношения к себе и к окружающему миру, то есть в отсутствии смиренномудрия.

Смиренномудрие – это сочетание добродетели смирения и добродетели рассуждения или мудрости. Смирение – от слова «мир», мир с собой, Богом и людьми. Не может человек иметь мир ни с кем, если он себя превозносит в чём бы то ни было. Талантами или наоборот, бездарностью, богатством или наоборот нищетой, грехами или наоборот, мнимыми добродетелями. Почему мнимыми? Потому что истинной добродетели не бывает без смирения. Предел смирения показал нам Господь Иисус Христос, предав себя на смерть за распинающий его мир. Создатель мира позволил глумиться над Собой и умертвить Себя без тени ропота и с молитвой за распинавших…

Нам же нужно начать хотя бы с малого. С того, чтобы не осуждать. Затем, чтобы научиться оправдывать. Затем мы увидим в людях то, чего раньше не видели, и будем уважать их за это и любить. А затем мы всех будем почитать святыми, а себя величайшими грешниками: «Все спасутся, один я погибну» - так говорил сапожник на рынке, которого Господь поставил в пример преп. Антонию, проведшего десятки лет в подвигах в пустыне и не достигшего такой меры смирения, которой обладал этот сапожник.

Мы не видим в людях и тысячной доли того, что они из себя представляют. Поверьте, они гораздо лучше, чем вы о них думаете. И чем лучше мы будете думать о людях, тем больше хороших людей нам будет встречаться, потому что «для чистого все чисто», «какой мерой мерите, такой и вам будут мерить» (Мф. 7:2).

«Вынь бревно из своего глаза и тогда научишься, как вынимать сучек из глаза брата твоего» (Мф. 7:5). Бревно – это осуждение, и победить его может только любовь и понимание. Желание всех карать и наказывать за грехи происходит от гордости, в которой уже заложено сатанинское желание уничтожать и низлагать. Ведь сатана и начал с осуждения Бога, обвинив Его в «узурпации власти». Так под видом добродетели уничтожались целые народы и цивилизации. Взять хотя бы большевиков, уничтоживших Россию в лице её лучших представителей.

Но смиренномудрие, с другой стороны, - это не слабохарактерность, как некоторые могут представить, потому что оно связано с истинным мужеством, готовым идти даже на смерть ради Христа и ближних, как это делали наши доблестные воины, защищая русскую землю от врагов.

Вопрос Ваш очень серьёзен и по- хорошему требует непосредственного общения с Вами лично, потому что я уверен, что мой ответ Вас до конца не удовлетворил. Связано это с тем, что многие понятия из раздела православной аскетики, то есть науки о духовной жизни, Вами ещё не усвоены и требуют отдельной проработки. Ещё раз советую Вам прочитать «Душеполезные поучения аввы Дорофея».
Божией помощи Вам!

Иерей Алексий
б исповеди

Екатерина
Отец Алексий, скажите, как надо подходить к исповеди? я исповедуюсь часто, но не могу сказать что полно. Существую вещи которые я не могу сказать какому-то конкретному знакомому священнику. Я могу полностью исповедоваться в только в монастыре, но часто ездить в монастырь не получается... Скажите как выбрать духовного отца? Как определить, что именно этот батюшка сможет стать твоим духовником?

Уважаемая Екатерина!
К исповеди необходимо приступать всегда, когда мы причащаемся, а причащаться надо стараться каждые две-три недели, максимум раз в месяц. Можно и чаще по благословению духовника. Исповедоваться в иное время можно, если возникла в этом необходимость - это или особые искушения, или - не дай Бог - смертельная опасность, или тяжелое греховное падение.

Стыдиться исповедовать свои грехи не надо, но когда речь касается грехов блудных не надо описывать как вы согрешили - это тоже соблазн, надо лишь назвать грех и раскаяться в содеянном. Когда человек скрывает свои грехи на исповеди - он согрешает и отходит неочищенным благодатью Божией. В молитвах перед исповедью есть такие слова: \"Аще что скрыеши от мене - сугуб грех имаши\".

Духовника святые отцы советовали выбирать не прозорливого, не чудотворца, но трезвенного и рассудительного. Семейным лучше найти себе духовника из белого духовенства, а если в монастыре, то - пожилого опытного, знающего специфику семейной жизни, потому что молодое монашествующее духовенство не понимает зачастую настоящие духовные нужды семейных людей за редким исключением. Я знаю многих несчастных людей, которые разрушили свои семью под руководством неопытных монашествующих духовников, причем пожилых и почитаемых, к примеру в Троице Сергиевой Лавре.

Духовник должен приводить людей прежде всего ко Христу и спасению во Христе, а не к себе самому, устраивая вокруг себя культ поклонения и почитания. Опытный духовник не разбрасывается благословениями направо и налево, но старается по силе дать духовный совет, а зачастую и отказывается его давать, зная, что человек не в состоянии его исполнить.

Знайте, что когда священник говорит - я благословляю или не благословляю жениться или я благословляю или не благословляю разводиться - это неправильно. Он может только посоветовать, а выбор всегда за человеком - это его Богом, а не духовником данная жизнь. Вы можете исповедоваться у любого священника, и выполнять его советы, но только если они не противоречат Евангелию. В наше время, как пророчествовал Святитель Игнатий Брянчанинов, христианам надо много читать и изучать творения святых отцов, так Бог устроил, что писали они именно для нас, для нашего времени и надо этим временем пользоваться, потому что оно будет не всегда.
Божией помощи Вам!

Иерей Алексий


Комментариев нет:

Отправить комментарий