МИССИОНЕРСТВО

СТИХ ПРО НЕОФИТА - АПОСТОЛА


Если в руки неофита был с грехами список дан ,

В этот список бьет он лихо, словно в громкий барабан .


Просыпается в нем скоро обличителя талант ,

Разнесет родных и близких . Тут не нужен диверсант...


Справится без диверсантов быстро праведничек сей.

Против веры в миг настроит всех вокруг - родных, друзей.


Пусть жене поможет лучше - подметет, помоет пол.

Маму милую обнимет, стерпит тихо зол глагол.


И тогда, быть может спросят:" Что случилось , друг, с тобой?

Мы хотим как ты быть - лучше. Расскажи нам дорогой?"



Священник Алексий Есипов


Как одна девушка обратила целый кавказский народ ко Христу. Учимся методике

ЗАЧЕМ ХОДИТЬ В ЦЕРКОВЬ, Кратко об основных понятиях.Методические указания для священника, проводящего катехизацию по методу собеседования.



Цель катехизации - дать готовящимся ко крещению или воцерковляющимся взрослым основные богословские понятия, необходимые для понимания необходимости ходить в храм и участвовать в благодатной жизни Церкви.
Метод катехизации - собеседование в атмосфере дружелюбия и доброжелательности.
Основание метода - вовлечением людей в активную дискуссию и рассуждение о преподаваемых предметах с целью лучшего усвоения материала.
Основные понятия - Бог, грех, Христос, благодать, Церковь, таинства и другие - по ситуации.
Процесс собеседования.
Собеседование позволяет выяснить уровень воцерковленности проходящих катехизацию или сложившиеся представления об основных понятиях.
Перед началом собеседования хорошо было бы предварительно рассказать о цели предстоящей беседы и ее методе, чтобы люди не смущались и не зажимались как на экзамене. Рассказать о том, что целью вопросов является не поставить их в неудобное положение и пожурить за незнание, а узнать их представления и отталкиваясь от них рассказать о том, чему учит Церковь.
Необходимо задать первый вопрос о вероисповедании пришедших, чтобы определить дальнейший ход собеседования. Дальнейшая беседа рассчитана на тот случай, если все пришедшие позиционируют себя православными. В противном случае, необходимо включать другую методику.
Следующий вопрос о степени воцерковленности - вопрос о том, кто регулярно исповедуется и причащается - он позволяет понять - от кого какие ответы можно ожидать и планировать беседу.
Дальнейшая беседа не вписывается в схему, поскольку зависит от индивидуальностей группы людей, их ответов и представлений, их эмоциональности и импровизации катехизатора в контексте хода собеседования (импровизация касается только хода собеседования, а не богословского содержания основных понятий).
Примерный ход собеседования:

Задается вопрос: Кто такой Христос? Чаще всего отвечают - Сын Божий. Тогда задается следующий вопрос: А что значит - "Сын Божий", Бог или человек? Чаще отвечают - Бог. Далее переходим к понятию о Боге, Его свойствах, к понятию о грехе, и уже потом раскрывается понятие "Спаситель" и "Христос". Далее задается вопрос о методе спасения - как спастись через Христа, обычно отвечают - исполнять заповеди. Поднимаем вопрос о недостаточности одного исполнения заповедей для спасения и подходим к вопросу о средстве спасения - благодати. Понятие "благодать" открывает смысл того, что происходит в Церкви - благодатные Таинства, необходимые для нашего спасения. И тут же раскрывается смысл таинства Крещения, Исповеди и Причащения. Рассказывается о необходимости регулярно приступать к Таинствам, участвовать в общественном богослужении. Даются рекомендации к самостоятельному изучению основ Православия - чтению Закона Божия и ближайшей исповеди и причастию. Предлагается прочитать Закон Божий в течение определенного времени и дальнейшей консультации со священнослужителем для чтения духовной литературы.

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ КИБЕРАПОЛОГЕТОВ

Для работы в сети против нападок на Православие необходимо знание Закона БожияПисанияОсновного богословияСравнительного Богословия хоть в общих чертах. Нравственного богословияДогматического богословия. Если вести дискуссию с атеистами, понадобятся еще научные знания, с родноверами - исторические знания. Нужно знать повадки троллей и особенностей троллинга. Нужно понимать наши тактические методы ведения дискуссий. На своей территории. И на чужой территории. Холодный разум. Интерактивная эмпатия. Она придет с опытом. Нужна определенная деликатность и умение не поддаваться на провокации. Ситуация и контроль над ней должны быть всегда в наших руках.


Основные принципы:

Не спорим. Это соответствует наставлению святого апостола Павла:  
"Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения. Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких." 1 Тим. 6, 3-5

Свидетельствуем. "...идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари." Мк.16,15

Ссылаемся на авторитетные для оппонентов источники.
УЧИТЫВАЙТЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ОППОНЕНТА. ЗАПОМНИТЕ!!! ДЛЯ РАЗНЫХ ОППОНЕНТОВ РАЗНЫЕ АРГУМЕНТЫ! Не надо атеисту или родноверу цитировать Писание. А протестанту цитировать святых отцов. ИСПОЛЬЗУЙТЕ АВТОРИТЕТНЫЕ ДЛЯ ОППОНЕНТОВ ИСТОЧНИКИ! "Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых" 1 Кор.20-22

На своей территории флудильщиков и сквернословцев баньте.
На чужой - игнорируйте! Как пустое место. Эти два принципа соотвествуют заповеди Христа: 
“Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас” (Матф. 7:6)


Выцеливайте и продумывате ответ. Чтоб не подкопаться. Чтоб в яблочко. Чтобы ответить было нечего. Только зубками пощелкать в худшем случае, ну а в лучшем согласиться на разумные доводы.


И молитесь.. Старайтесь избегать ригоризма и осуждения. А тем более злословия.


Лично никого не оскорбляйте. Ни в коем случае! Как бы не подмывало!


Обличайте в третьем лице не конкретно оппонента. А его заблуждение.


Ни когда не говорите человеку, что он такой сякой разэдакий. Говорите о неправильностях. Безлично.


НЕ ПРОВОЦИРУЙТЕСЬ НА ЭМОЦИИ!!! Не будьте ведомы и манипулируемы!  «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» 1 Петра 3:15

Знайте слабые места оппонентов и по ним и работайте:

Для атеистов слабое место - их мифические представление о вере, о Боге, о Православии, о науке. Впрочем это слабое место всех наших оппонентов.

Для протестантов слабое место - их неисторичность и непреемственность.

Для родноверов - отсутствие источников и новодел.

Ну и так далее. Список будет прорабатываться и пополняться.

НЕ ФЛУДИТЕ, ВЫСКАЗЫВАЙТЕСЬ ПО СУЩЕСТВУ!

Даже самый благочестивый казалось бы флуд отвлекает от темы статуса. Я повторяю свою просьбу не флудить. Флуд отвлекает от работы.  Мы здесь не льем воду, а учимся противостоять инфоатаке безбожников. 

НЕ СПОРЬТЕ!!!

Не спорьте. Выскажете мнение и не упорствуйте. Людям свойственно стоять на своем и их не пробьет никакая логика. Может быть только мысль вами высказанная посеется и взойдет. В свое время. Обычно всем кажется, что побеждает тот, кто бросил фразу последним. На самом деле для умных выглядит более выигрышно тот, кто первым замолчал..  

Священник Алексий Есипов

Не требуйте от проповеди и заметки всестороннего освящения предмета

Проповедь - это не лекция. Невозможно в 10 минут уложить все учение, все нюансы и акценты. Тем более это касается кратких заметок. Цель - донести наиболее просто основное, то, что не понимают в массе люди. Это штрихи для контуров. Это наброски для понимания. Это посылы для благочестия. Все можно найти развернуто в Основном и Сравнительном Богословии, в Ветхом и Новом Завете, в писаниях святых отцов и Истории Церкви. Кто захочет найти - тот найдет, кто захочет похулить - похулит, так и оставшись невежественным дилетантом безбожником, который думает, что Бог в нашем понимании - это дедушка на Небесах и прочую придуманную ими самими (безбожниками) чушь....  

Священник Алексий Есипов

ОГЛАШЕННИИ ИЗЫДИТЕ!!!

Есть очень вредная духовная болезнь неофитства, когда неофит, много возомнив о своем благочестии - а благочестие неофита оно в первые годы довольно легкое, еще не испытанное огнем искушений и богооставленности - начинает учить благочестию всех вокруг. За это от нас, православных, шарахаются. Даже есть нарицательное звучание слова "оглашенный" в этом смысле. Нахватался кусков знаний - и вперед учить всех безбожников и сектантов уму-разуму. Вред при этом всем огромный. И таким горе-проповедникам и тем, кто имел несчастье с ними столкнуться. Это - антипроповедь. Это - антимиссионерство. Они не понимают, что они таким образом более отталкивают от церкви, создавая собой имидж православных, как недалеких мракобесов, верящих в чудеса и поповские сказки. Изучите сначала основы веры. Духовной жизни. Психологии. Изучите сектоведение. Сравнительное богословие. Апологетику. Почитайте как святые отцы вели диспуты с еретиками в 4 веке. А там посмотрим на что вы способны. А пока молчите! Если спросят - знаете - ответьте, не знаете так и скажите. А иногда и лучше промолчать если и знаешь, потому что вопрос может быть провокационным. А вы способны это увидеть? Вы хороший психолог? Священник Алексий Есипов

КУДА УЖ ПРОЩЕ?

Люди разучились думать и понимать глубину сказанного. От этого родились еретики, не принявшие глубину познания веры и понимания Писания. Так даже образно сказанные фразы святых отцов да и просто священнослужителей перетолковывают, передергивают и выдают свою какую-то искаженную фантасмагорию. Это называется ... шизофрения...Люди потеряли вкус слова, его сакраментальное значение. Они не чувствуют контекст сказанного и зацикливаются на отдельных словах, понятиях, фразах вне основной мысли. В этом отношении в наше время становится тяжелее высказываться доходчиво и понятно и при этом красиво и образно... Меня некоторые упрекают за очень простой слог. Вот именно по этой причине он и простой. Вы посмотрите какая реакция на высказывания отца Андрея Ткачева. Он говорит утонченно, лавируя образами, и вот как его воспринимают. Не все читали Достоевского. Не все знакомы с русскими философами и богословами 19 века. Не все способны усвоить такой слог. Увы. Мы не в России 19 века с совершенно другим уровнем восприятия и гуманитарным образованием. Мы не среди той интеллигенции, которая читала Флоренского и Бердяева. А надо говорить и доносить и доносить понятно и доступно. Порой даже доступней чем самое пережеванное у самых понятных святых отцов...  

Священник Алексий Есипов

Святая равноапостольная Ольга не навязывала выбор веры даже своим детям

Несмотря на всю свою жесткую административную хватку Святая равноапостольная Ольга не навязывала выбор веры даже своим детям. Это мы такие "ревностные" и "благочестивые" хотим всех спасти и поучаем и тащим за уши в церковь, чем вызываем полное от нее отторжение у всех наших друзей и родственников .. Самой лучшей проповедью пусть станет для нас не занудное фарисейство и ханжество, а добродушие и приветливость. Открытость и дружелюбие... Священник Алексий Есипов

Иногда лучше жевать, чем говорить.Мы своим фарисейством людей отталкиваем от церкви легко и непринужденно тыкая им в их немощи.

Священник Алексий Есипов

ЗАДАЧА МИССИОНЕРА

Миссионерская, то есть апостольская риторика охватывает все сферы сознания и деятельности человека. Если вы - не миссионер - вам достаточно одного Евангелия и писания святых отцов - не спорю. Если да - то поднимите на себя огромный груз психологических и мировоззренческих проблем всего окружающего вас мира и донесите ему его языком язык Евангелия Христова. 

Священник Алексий Есипов

ИСКРЕННОСТЬ И ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ - НЕОТЪЕМЛЕМЫЕ ЧЕРТЫ МИССИОНЕРА


Обязаловка вызывает отторжение. Лицемерное начетничество вызывает ненависть. Искренняя любовь и молчаливый пример добродетели вызывает ответную любовь и пробуждает совесть человека. Старайтесь никого не учить. Рассказывайте о вере своими добрыми делами и добрым отношением. Священник Алексий Есипов

МИССИОНЕРСКИЙ ПРИНЦИП ДОНЕСЕНИЯ

Для нас евангельские фразы зачастую становятся замыленными истинами, которые звучат постоянно и особо уже не воспринимаются и, поэтому, бывает полезно их смысл воспринять в конкретике реальности "близкой к телу слушающих", именно этим и занимались все святые отцы в своих творениях, и священнослужители в своих проповедях. " Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых" 1 Кор. 10, 22

Священник Алексий Есипов

ПОЧЕМУ НАПАДКИ НА ЦЕРКОВЬ ОКАНЧИВАЮТСЯ КРОВЬЮ И УБИЙСТВОМ?

Мы не всегда отдаем себе отчет как наши слова будут восприняты. Кто овладел этим прогнозированием - тот стал владыкой диалога и повелителем дискуссии. Но в любом случае у правды больше шансов - у нее сила, у нее мощь, которую люди чувствуют, поэтому никакие ухищрения демагогов и софистов не спасут их от разоблачения. а когда аргументы кончаются, то слабый аргументами в ход пускает сначала оскорбления. а потом силу, если ему дали власть. И тут вся "правда" оппонентов Церкви выражается в их сатанинской кровожадности.

Священник Алексий Есипов

ТАКТИКА СОВРЕМЕННОЙ ПРОПОВЕДИ

ИСПОЛЬЗУЕМ ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ И РИТОРИЧЕСКИ ИХ ОБЫГРЫВАЕМ

Риторика - сильная вещь. Очень помогает в деле проповеди. Пользуйтесь ее приемами как это делали святые отцы. Мы конечно сказать по существу нового мы ничего не можем. А вот форму надо выбирать по слову апостола "для все я был всем". Проповедь должна исходить из языка даже не современников, а от тематики насущной злободневности для соответствующей аудитории. Чтобы это ложилось на сердца и умы как пророщенное семя на вспаханное (причем не нами не для нашего семени и за большие средства деньги) поле. Используйте мифы о Православии, чтобы на основе их рассказать о НАСТОЯЩЕМ ПРАВОСЛАВИИ.

Священник Алексей Есипов
У нас здесь с вами получается некое училище киберапологетов. Я вам демонстрирую приемы ведения дискуссий и защиту от атак. Что касается применения специальных терминов. Старайтесь в дискуссии с оппонентами избегать перегрузки богословской терминологией. Она им непонятна и лишь показывает им, что вам попы забили голову догматами. Зато иногда дозированно вставить какой-нибудь термин из науки или даже провести аналогию, демонстрирующую вашу осведомленность и образованность в научной сфере было бы иногда не лишним. Основное заблуждение оппонентов в том, что они считают нас необразованными и неумеющими мыслить. Выбъем у них эту опору из под ног и поставим в неудобное положение. А ля гер ком а ля гер. Только без фанатизма)

Священник Алексей Есипов
Многое уже сказано хорошего, мудрого, спасительного, но не все...Постоянно требуется переводчик, адаптирующий до сознания конкретного человека, социума, идеологического кракозябра слово Евангелия, слово Христа, слово Бога, которое затухает в совести и демагогии грешного, самооправдывающегося клеветой на Христа и Его Церковь мира.... 

Священник Алексий Есипов

В ЦЕРКВИ НЕ РУГАЮТСЯ МАТОМ

"Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим." Еф.4,29
Мы исходим из современного речевого менталитета. И если некоторые слова были обыкновенными и не режущими слух понятиями, а сейчас воспринимаются как неприличные матерные слова, то их надо избегать. Не хватало нам еще этим людей соблазнять и отталкивать от церкви. Есть слово "блудник" и "прелюбодей". Ими оперирует Писание. Они не воспринимаются как сквернословие и нам ими достаточно оперировать. А клеймить несчастных хоть и по своему греху молодости женщин и тем более детей - это не по любви и не по Христу. Это мое мнение в связи с последним скандалом в Томской епархии. А СМИ как коршуны накинулись на этот скандал. У меня вообще создается такое впечатление, что "свои" совсем не свои. Не может православный миссионер нести такую чернуху. Нельзя помыкать людей их греховностью, их надо принимать с любовью и доброжелательностью, если они придут. А так - оскорблять людей далеких от Церкви - верный способ оттолкнуть от Церкви совершенно и бесповоротно. Священник Алексей Есипов


GROUP TERARHY ИЛИ КАК ВСЕХ ВОСПИТАТЬ ВСЕХ ВОКРУГ?

Мы все ждем от других. Вот пусть сначала они к нам будут правильно относиться. Любить, уважать, терпеть, не скандалить. А уж тогда и мы станем добрыми и пушистыми. .. Странная логика. Не станем. Мы такие - какие есть. И к нам относятся соответственно.. И если хотим изменения - его никогда не случится, пока не изменимся сами.. Священник Алексий Есипов

Что первично. Цитата или источник?

Люди ведутся на красное звонкое словцо, яркий образ, скандальность. На красное, желтое и оранжевое. Вот вся психология рейтинговости цитатничества. А источник уже далеко на втором плане. А порой и вообще не в плане. Для нас же, на первом плане должен стоять источник. Тогда слова цитаты обретают истинный смысл и ценность. Священник Алексей Есипов

Нам нечего бояться

Какие бы козни и интриги и клевету не измышляли бы на тебя враги, если ты сам поступаешь порядочно и по правде - можешь смело брать на себя подвиг исповедничества. Священник Алексей Есипов

Я ОТПРАВЛЯЮ В ЧС НЕ ПОТОМУ, ЧТО ОБИЖАЮСЬ, А ЛЮБЯ

Бог гордым противиться... а я не выше Бога. Если ребенок бьется в истерике не по действительной нужде, а для манипуляции родителями, то если ему потакать, утешать его и выполнять все его требования (особенно так любят портить детей бабушки), он вырастет подонком манипулятором. Поэтому за обиженными своей гордостью и самолюбием гоняться и сюсюкать неполезно для них же самих. Видимо так их родители и поступали. Поэтому Бог за гордыми не гоняется с утешениями, он их обламывает скорбями и презрением (любя при этом и желая им вразумления и спасения). А я ... не выше Бога. Священник Алексий Есипов


Святая равноапостольная Ольга не навязывала выбор веры даже своим детям

Несмотря на всю свою жесткую административную хватку Святая равноапостольная Ольга не навязывала выбор веры даже своим детям. Это мы такие "ревностные" и "благочестивые" хотим всех спасти и поучаем и тащим за уши в церковь, чем вызываем полное от нее отторжение у всех наших друзей и родственников .. Самой лучшей проповедью пусть станет для нас не занудное фарисейство и ханжество, а добродушие и приветливость. Открытость и дружелюбие... Священник Алексий Есипов


БЫТЬ ХРИСТИАНИНОМ - ЭТО РАДОСТЬ

Людям, не познавшим радости общения со Христом, радости добродетели и молитвы христианский подвиг представляется чем-то весьма обременительным, тяжелым, практически невозможным. И он действительно становится таким, если человек не отвергнув своих страстей, особенно своей гордыни, возьмется за формальное исполнение правил христианского жития. А ведь Сам Господь говорит: "Иго Мое есть благо, и бремя Мое лего есть", не только легко, но и радостно и сладостно! Священник Алексий Есипов

Гениальная банальность. .


О банальности. .. Меня обвинили в банальности мысли. А я за изящностью то никогда и не гнался. Все гениальное просто - там ангелов со сто. Но наш избалованный лукавством ум все ищет нетривиальных коленец. Так, чтоб исподвыподвертом как-нибудь! Чтобы Ах! Но это простите не то, к чему нам следовало бы стремиться. Это больное устремление от больного устроения. Банальность - это очевидная истина известная всем А я отвечаю на вопросы и люди находят для себя что-то новое, потому что жили в рамках ложных стеретипов. Так что это не банальность. Было бы здорово, если это стало банальностью!

Священник Алексий Есипов

Мой отчёт о миссионерской деятельности за 2013 год (материалы для храмового отчета в епархию)

В 2013 году я пытался наладить контакты с тремя школами, с двумя из низ то телефону, но безуспешно, в Школу № 208 по адресу Бескудниковский переулок 4А я ходил на родительский совет школы, расположил к дальнейшему сотрудничеству, но видимо давление сверху на руководство школы поставило преграду дальнейшим отношениям.

В рамках совместной работы с Департаментом Образования мы начали работать и ходить по школам только в этом году.

Миссионерская деятельность с моей стороны так же заключалась в акцентированном отношении к людям, которые еще невоцерковлены. Я на каждой исповеди или встрече в храме или совершении требы старался их в соответствии с их индивидуальной психологической конституцией убедить изучать Закон Божий и участвовать в Таинствах Церкви и богослужениях. Особенно я уделял внимание родственникам пришедших для совершения над ними Таинства  Крещения, дополняя штатную катехизацию. Я проводил работу с персоналом храма, проводил собрания с целью повысить качество отношений к не воцерковлённому контингенту людей, заходящих в храм, рассматривал с ними конфликтные ситуации и пути их решения. Помимо этого я являюсь преподавателем Закона Божия в Воскресной Школе, в какой -то мере, надеюсь, что и благодаря этой деятельности дети и их родители стали ходить на исповедь и воцерковляться.



Кроме того, миссионерская деятельность была развернута в интернете в социальных сетях и блогах. Я создал ряд аккаунтов в различных сетях, создал канал на видеохостинге Yuotube, где стал вести свой видеоблог проповедей в храме, создал блоги на ресурсах в ЖИВОЙ ЖУРНАЛБЛОГГЕР, социальных сетях  ОДНОКЛАССНИКИ ВКОНТАКТЕФЕЙСБУК , МОЙ МИР. Полемический материал с социальных сетей я собираю в тематических страницах в блоге http://alexiy-esipov.blogspot.ru,  чтобы они стали  апологетическим инструментом для полемической деятельности с оппонентами Православия. Ссылки на социальные ресурсы здесь http://alexiy-esipov.blogspot.ru/p/blog-page_739.html

Священник Алексий Есипов

6 комментариев:

  1. Спасибо Вам, о. Алексий за очень конкретные и очень полезные советы. В споре с атеистами, родноверами и просто людьми, от веры далекими, я как раз постоянно и активно пользуюсь цитатами св. отец и Евангелия. Просто потому, что для меня это - непреложная истина. И совсем при этом забываю, что для моих оппонентов это вовсе не "авторитет". Вы глубоко правы, что на них скорее подействует научная аргументация. Ну что ж, применим на деле Ваши советы и Бог нам в помощь!

    ОтветитьУдалить
  2. Очень и очень интересно. Надо самому в-первую очередь нуачиться, а уж потом других научать.

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо, отец Алексий, за Ваш блог, многие вещи доносите простым понятным языком. Можно задать Вам вопрос... не знаю, уместно ли так спрашивать, хотелось бы правильно уложить в голову. Прочитала, что Господь вездесущ - то есть он везде в этом мире, и вокруг нас тоже, и всеведущ - то есть все видит и слышит. Получается, он видит и слышит все ужасное, что творит человечество, всю жестокость, грязь, убийства, насилие и прочие отвратительные вещи, что делает каждый человек в этом мире и так - тысячи лет? Конечно, Господь - непостижим, но как же хватает сил на это все смотреть у Него и еще любить нас после этого??? Тут один выпуск какой-нибудь "Криминальной России" или передачи о насилии в семье не хватит сил до конца досмотреть, а получается, Тот, кто сама Любовь - смотрит на все эти безобразия по всему миру? Простите, если спросила глупость, но как-то представила масштабы и ужаснулась. Кажется, я ни на кого больше в жизни не повышу голос - стыдно, что Он рядом в этот момент.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "В своих неправдах Бога обвиняя" - иеромонах Роман

      Удалить
    2. Нет, нет,я не в том смысле, что Он смотрит и попускает, а в том, что как же, наверное, мы огорчаем Его, что Ему приходится на это смотреть. Средний же человек думает, что Господь далеко, на небе, а не то, что Он рядом и видит, как ты кого-то обижаешь или грешишь, рядом прямо в этот момент. Прочитала это стихотворение и,кажется, поняла. Спасибо Вам.

      Удалить