воскресенье, 31 января 2016 г.

Инструктаж по проведению собраний ОРКСЭ духовенством







Инструктаж основан на моем личном многолетнем опыте.
A.      Предварительная договоренность.

Обязательно заранее – дня за три звоните и договаривайтесь о собрании. Советую просить собрать все классы в актовом зале – Вам будет проще. Не надо будет по каждому классу говорить одно и то же за вечер. Если получится организовать актовый зал, то там желателен микрофон и доска. В идеале лучше говорить слово последним, и отталкиваясь от выступления педагога, корректировать свое выступление – что-то дополнять, что-то поправлять, но надо смотреть по ситуации.  Поэтому сразу договаривайтесь о протоколе проведения собрания – где Вы выступаете последним.

Б. Первое впечатление имеет очень важное значение, поэтому:
1.       Внешний вид.
Внешний вид должен быть безупречен. Ряса чистая, глаженая, Волосы прибраны, борода чесана. Первое впечатление имеет очень важное значение
2.       Приветливость и дружелюбие должно быть отражено на всем Вашем образе. Особенно на Вашем лице. Улыбка должна быть искренняя и настоящая. Все люди любят, когда им дружелюбно улыбаются.
Не забывайте об этом пункте в течение всей Вашей миссии.

В. Диалог. Если видите открытость к диалогу со стороны директора, завуча – учителей, старайтесь этот диалог поддержать, где-то посочувствовать, где-то даже осторожно высказать свою точку зрения. Выберите позицию дружелюбия, встаньте с ними на одну планку как их друг, не становитесь на позицию сверху, или наоборот – на позицию снизу, здесь не надо нарочито показывать свое смирение в стиле послушника древнего монастыря, здесь надо инициативу и ситуацию иметь в своих руках, четко понимая свою миссию. Не должно быть никакого заискивания. Будьте естественны. В то же время будьте тактичны, учтивы и уважительны. Избегайте крайностей панибратства.
Г. Структура слова на собрании.
1. Поздоровайтесь и представьтесь.
2. Обозначьте задачи встречи.
Есть некоторая проблема. Нас, духовенство, хотели бы втиснуть в рамки только общественного методиста. Это, на самом деле, неправильно. Мы не общественные методисты, мы пришли представлять с Вами модуль ОПК.
ВНИМАНИЕ!!! КОГДА Я ПРОВОДИЛ СОБРАНИЯ ЧЁТКО ПО ИНСТРУКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО МЕТОДИСТА – РЕЗУЛЬТАТЫ СОБРАНИЯ БЫЛИ  ПЛАЧЕВНЫ – Я ИХ ПРОВАЛИВАЛ!!!
Поэтому наша задача – донести содержание этого модуля, чтобы родители сделали правильный выбор.
Не называйте это катехизацией ни в коем случае, это – ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МОДУЛЕМ ОПК, тогда Вы избежите обвинения в формальном нарушении регламента!!!
Для того, чтобы родителей ознакомить с модулем ОПК, нужно им дать ясное понимание того, что такое ПРАВОСЛАВИЕ в самых общих чертах. Таким образом, Вам надо рассказать родителям о Православии. Внутренней целью этого рассказа, явно не обозначенной в регламенте – это донести до них о необходимости для православного человека значения ПРИЧАЩЕНИЯ для его жизни и личного спасения. Это – Цейтнот Вашего слова. Если люди придут в храм на исповедь и причастие – это станет мощнейшим стимулом для их дальнейшего воцерковления.
Многие сталкиваются с проблемой – некоторые родители начинают спорить и возражать. Я Вам расскажу очень простой прием, как этого избежать и бесконфликтно.
После того, как Вы обозначили цель – ознакомления с Православием примерно такими словами: «Я предлагаю, дорогие мои родители, пользуясь этим моментом рассказать Вам немного о Православии, потому что основная масса русских людей, крещенных в Православии, о нем имеет довольно смутное, а порой и искаженное представление…»,
«Пожалуйста, поднимите руку, кто из Вас здесь ПРАВОСЛАВНЫЙ». Я вас уверяю, что это будет 98 процентов родителей. После этого вопроса – Вы переключили свое слово на ПРАВОСЛАВНЫХ, которые сами себя так обозначили, и теперь они понимают, что спорить не о чем – они же православные и Вы всегда можете аппелировать к их сознательно обозначенной позиции. Если человек начинает спорить, то Вы всегда можете попросить все вопросы обсудить потом, сейчас Ваша задача рассказать ПРАВОСЛАВНЫМ О ПРАВОСЛАВИИ.
Следующим вопросом в лоб может быть простой вопрос, кто из присутствующих регулярно исповедуется и причащается. Поднимут руку – два –четыре человека. Откройте им тайну, что те, кто не причащается – у того нет Бога в душе и он не спасется. Только сделайте это дружелюбно и сочувственно. «Я Вас понимаю, Вы об этом не знали, ну вот, давайте я Вам об этом расскажу, почему это так, что такое причастие и что такое Православие». Дальше расскажите про понятие о Боге, о грехопадении, о Христе, о Церкви, о благодати, о Таинствах. Акцентируйте понятие благодать – как принципиальный аспект динамики спасения в Церкви. Рекомендуйте изучать Православие самостоятельно с детьми – пусть родители купят Закон Божий Слободского и читают по главе с детьми вечером. Предлагайте помимо изучения Закона Божия изучать духовную жизнь. Кратко можно рассказать об основных принципах.
Потом можно изложить методические моменты. Избегайте критики других модулей. Я это делал и думаю, что это было неправильно. Вообще про них забудьте. Рекомендуйте учебник Васечко, как более живой и адаптивный для детского восприятия. Хорошо, если Вы его принесете и подарите преподавателю.

Постарайтесь уложится не более, чем в 45 минут. У меня примерно уходило 30 минут на беседу. Более – становится тяжело. Если Вы конечно не обладаете харизмой проповедника, которого можно слушать часами. Но и здесь это было бы не уместно. Используйте юмор, форму живого диалога, смотрите людям в глаза, отвечайте на их мысли….

После проведения собрания - анализируйте, ищите Ваши ошибки и исправляйте их. Просите у завуча отчеты о собраниях и смотрите статистику - по ней Вы сможете оценить успешность Ваших собраний







Комментариев нет:

Отправить комментарий