Начинаю курс - дополнения к катехизису Святителя Филарета Дроздова
Считаю необходимым сделать некоторые акценты, потому что если их не сделать, то при соотвествующей пропаганде православный вполне может стать модернистом, раскольником или протестантом.
Итак. По катихизису.
3. ЧТО НУЖНО ДЛЯ БЛАГОУГОЖДЕНИЯ БОГУ И СПАСЕНИЯ ДУШИ?
Для благоугождения Богу и для спасения души нужно: познание истинного Бога и
правильная вера в Него; жизнь по вере и соответствующие ей добрые дела.
Все правильно и не вызывает казалось бы вопросов. Но, вне контекста Катехизиса такая формулировка подойдет ВСЕМ ХРИСТИАНСКИМ КОНФЕССИЯМ....
Поэтому предлагаю добавить.
При этом христианин должен ЖИТЬ ВО ХРИСТЕ, постоянно прибегая к спасительным и живительным Тайнам Церкви, питаясь благодатью Христовой как залогом спасения и вечной жизни в Православной, каноничной, Апостольской Церкви, имеющей непосредственную каноничную преемственность от апостолов и Спасителя Нашего Господа Иисуса Христа.
Идем далее.
По катехизису.
4. ПОЧЕМУ В НАЧАЛЕ НУЖНА ВЕРА?
Вера нужна потому, что, как свидетельствует слово Божие, без веры угодить Богу невозможно (Евр. 11:6).
Я бы добавил некоторое количество тем в подпараграфы к этой теме.
Ну например.
1. Без какой именно ВЕРЫ невозможно угодить Богу.
2. Возможно ли угодить Богу одной верой.
3. Возможно ли Богу угодить одними добрыми делами и почему.
4. Возможно ли угодить Богу только верой и добрыми делами без причащения и не во Христе и почему.
Катехизис
6. ЧТО МЫ НАЗЫВАЕМ ВЕРОЙ?
По объяснению апостола Павла: вера есть… осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр. 11:1). То есть: уверенность в невидимом, как бы в видимом, и уверенность в желаемом и ожидаемом, как в настоящем.
Апостол Павел дает определение умозрительной части такого понятия как веры. Мне кажется это определение не совсем полным. "И бесы веруют и трепещут". Когда апостол говорит о вере, он не кокретизирует о какой вере - это было и так очевидно из его уст в то время, так же как и из уст Спасителя. Но вера это не просто умозрительная какая то уверенность в том, что нельзя доказать и пощупать. Вера - это состояние, харизма, данная Богом Его благодатью в сердце. Она непосредственно связана с внутренним и внешним благочестием человека с его познаниями и духовно-нравственной интуитивной дедукцией. Веру нельзя вычленить из этого общего целого. Неверие или зловерие - это то же состояние безблагодатности, также связанное с деградирующими составляющими духовно-нравственной основы человека, а теоретические основы неверия или зловерия, составляющие учения ересей и атеизма - это лишь вторичный продукт духовно-больного состояния.
Катехизис:
23. СЛЕДУЕТ ЛИ ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ СВЯЩЕННОГО ПРЕДАНИЯ, ЕСЛИ ЕСТЬ СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ?
Мы должны соблюдать Священное Предание, согласное с Божественным откровением и Священным Писанием, как учит этому само Священное Писание. Апостол Павел пишет: “Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим” (2 Фес 2:15).
Я бы сюда добавил одну очень важную и актуальную мысль, которую Вы уже неоднократно читали в моих заметках: Те, кто возымел намерение толковать Священное Писание своим поврежденным умом вне Церкви и против Церкви, в которое Оно родилось, необходимо впал в ересь и погубил себя для вечной жизни. Так родилось бесчисленное количество протестантских сект.
Катехизис:
58.«ЧТО ТАКОЕ ПРОРОЧЕСТВА?
Пророчества являются признаком истинного откровения Божия. Это можно пояснить
следующим примером.
Пророк Исаия предсказал рождение Христа Спасителя от Девы, чего человеческий
разум не мог даже помыслить, и через несколько сот лет после этого Господь наш
Иисус Христос родился от Пресвятой Девы Марии. Это пророчество было словом Бо-
га всеведущего, а исполнение пророчества — делом Бога всемогущего. Поэтому
евангелист Матфей, повествуя о рождении Христа, приводит пророчество Исаии: “А
все сие произошло, да сбудется реченное Господом чрез пророка, который говорит:
се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит:
с нами Бог” (Мф. 1:22-23).»
Святитель не дает собственно определения, сразу начинает с признака. Видимо потому, что это и так очевидно, что пророчества – это предсказание о грядущих событиях.
В христианской аскетике пророчество – это все-таки более широкое понятия. Под ним может подразумеваться и ясновидение и духовный совет, даваемый человеку Богом через пророка.
Здесь я бы добавил тему лжепророчеств. Чем они отличаются от настоящих пророчеств.
Лжепророки – это люди, которые одержимы пророческими демонами и то же могут в той или иной мере с определенной вероятностью предсказывать будущие события. Яркие примеры перед глазами, они популяризированы и являются практически знаковыми фигурами данной тематики – это Нострадамус и Ванга. Сейчас эта одержимость называется экстрасенсорикой, ясновидением, сверхспособностями и даже без обиняков – магией. Как же отличить? Это бывает порой не просто, потому что даже принадлежность к Церкви не гарантирует наличие такого «дара» от бесов.
Самое главное отличие – это то, что такие люди не имеют смирения. Они осознают себя ИЗБРАННЫМИ и даже БОГОИЗБРАННЫМИ и это читается собственно на всем их облике, словах и действиях, как бы тщательно они это не скрывали. Очень советую почитать житие Святителя Никиты Новгородскогго, получившего такой «дар» от бесов не где-нибудь, в православном древнем монастыре, живя рядом с действительно святыми подвижниками.
84. ВОЗМОЖНО ЛИ ПОЗНАНИЕ СУЩЕСТВА БОЖИЯ? 11 Существо Божие познать нельзя. Оно выше всякого познания не только человека, но и ангелов. 85. Об ЭТОМ В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ ЧЕРЕЗ АПОСТОЛА ПАВЛА СКАЗАНО, что Бог обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может (1 Тим. 6:16). Мне представляется каким то односторонним такой ответ Святителя на заданный вопрос. Здесь надо упомянуть об АПОФАТИЧЕСКОМ и КАТАФАТИЧЕСКОМ БОГОСЛОВИИ.Первое - отрицает познание Бога, второе нет. Оба взгляда верны и дополняют друг друга. Бога нельзя познать В СОВЕРШЕННОЙ ПОЛНОТЕ, но отчасти, в меру своего духовного уровня это возможно. И возможно, по крайней мере, двумя путями - первый - интеллектуальный, эмпирический, индукционный - через изучение творения, наук, природы, потому что творение - это ПЕЧАТЬ СУЩЕСТВА ТВОРЦА, второе - через Его энергии, благодать Святого Духа, данного нам в Его Церкви. Атеисты педалируют часто этот момент - мол, я, если увижу Бога, тогда поверю. Нет ничего проще, но тут как в известном романе: утром деньги - вечером стулья. Для того, чтобы познать Бога, нужно стать причастником благодати, а благодать дается только по вере.
86. КАКОВЫ СВОЙСТВА БОЖИИ?
Из откровения Божия можно заимствовать следующие понятия о существе и сущест- венных свойствах Божиих: Бог есть Дух вечный, всеблагой, всеведущий, всеправедный, всемогущий, вездесущий, неизменяемый, вседовольный, всеблаженный.
Бог есть дух и не является физическим объектом, Он может познаваться только в своих энергиях, поэтому утверждения о том, что кто то летал в космос и Бога не видел не состоятельны с точки зрения православного богословия.
Надо понимать, что все СВОЙСТВА БОЖИИ должны находиться во внутренней гармонии и непротиворечии друг другу, потому что "Бог не есть Бог неустройства" 1 Кор. 14:33.
Атеисты, критикуя веру в Бога, придумывают нелепые логические противоречия, не понимая глубоко сути христианского богословия. Например, они говорят: "А может ли Бог создать камень, который не сможет поднять?" Или: "Хочу, чтобы Бог прям сейчас сотворил какое-нибудь чудо и я в Него поверю."
В первом случае атеист хочет показать логическое противоречие такого свойства Бога, как всемогущество, но это свойство детерменировано другими свойствами Бога, такими как всеблагой и премудрый. Поэтому Бог ВСЕМОГУЩ В ПРЕДЕЛАХ ЭТИХ СВОЙСТВ И НЕ МОЖЕТ СОТВОРИТЬ ЗЛА И ГЛУПОСТИ.
Во втором случае может быть по разному. Бог может и явить чудо, если увидит, что это на самом деле изменит человека к лучшему. И может не явить, потому что это не принесет человеку ничего хорошего. Чудеса сами по себе не всегда делают верущими во первых, во вторых, вера, основанная на чудесах более поверхностная, нежели основанная на нравственном выборе и нравственных поисках Бога.
84. ВОЗМОЖНО ЛИ ПОЗНАНИЕ СУЩЕСТВА БОЖИЯ? 11 Существо Божие познать нельзя. Оно выше всякого познания не только человека, но и ангелов. 85. Об ЭТОМ В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ ЧЕРЕЗ АПОСТОЛА ПАВЛА СКАЗАНО, что Бог обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может (1 Тим. 6:16). Мне представляется каким то односторонним такой ответ Святителя на заданный вопрос. Здесь надо упомянуть об АПОФАТИЧЕСКОМ и КАТАФАТИЧЕСКОМ БОГОСЛОВИИ.Первое - отрицает познание Бога, второе нет. Оба взгляда верны и дополняют друг друга. Бога нельзя познать В СОВЕРШЕННОЙ ПОЛНОТЕ, но отчасти, в меру своего духовного уровня это возможно. И возможно, по крайней мере, двумя путями - первый - интеллектуальный, эмпирический, индукционный - через изучение творения, наук, природы, потому что творение - это ПЕЧАТЬ СУЩЕСТВА ТВОРЦА, второе - через Его энергии, благодать Святого Духа, данного нам в Его Церкви. Атеисты педалируют часто этот момент - мол, я, если увижу Бога, тогда поверю. Нет ничего проще, но тут как в известном романе: утром деньги - вечером стулья. Для того, чтобы познать Бога, нужно стать причастником благодати, а благодать дается только по вере.
86. КАКОВЫ СВОЙСТВА БОЖИИ?
Из откровения Божия можно заимствовать следующие понятия о существе и сущест- венных свойствах Божиих: Бог есть Дух вечный, всеблагой, всеведущий, всеправедный, всемогущий, вездесущий, неизменяемый, вседовольный, всеблаженный.
Бог есть дух и не является физическим объектом, Он может познаваться только в своих энергиях, поэтому утверждения о том, что кто то летал в космос и Бога не видел не состоятельны с точки зрения православного богословия.
Надо понимать, что все СВОЙСТВА БОЖИИ должны находиться во внутренней гармонии и непротиворечии друг другу, потому что "Бог не есть Бог неустройства" 1 Кор. 14:33.
Атеисты, критикуя веру в Бога, придумывают нелепые логические противоречия, не понимая глубоко сути христианского богословия. Например, они говорят: "А может ли Бог создать камень, который не сможет поднять?" Или: "Хочу, чтобы Бог прям сейчас сотворил какое-нибудь чудо и я в Него поверю."
В первом случае атеист хочет показать логическое противоречие такого свойства Бога, как всемогущество, но это свойство детерменировано другими свойствами Бога, такими как всеблагой и премудрый. Поэтому Бог ВСЕМОГУЩ В ПРЕДЕЛАХ ЭТИХ СВОЙСТВ И НЕ МОЖЕТ СОТВОРИТЬ ЗЛА И ГЛУПОСТИ.
Во втором случае может быть по разному. Бог может и явить чудо, если увидит, что это на самом деле изменит человека к лучшему. И может не явить, потому что это не принесет человеку ничего хорошего. Чудеса сами по себе не всегда делают верущими во первых, во вторых, вера, основанная на чудесах более поверхностная, нежели основанная на нравственном выборе и нравственных поисках Бога.
Комментариев нет:
Отправить комментарий