Хотел бы начать от обратного, поскольку все мы выросли в
среде ложных стереотипов, навеянных в советском обществе атеистической
пропагандой.
Атеистические представления о православной антропологии
являются результатом мифотворческой атеистической пропаганды.
Атеисты карикатурно утверждают, что образ и подобие Божие
заключается в буквальном телесном сходстве с Богом, по представлению верующих Бог
— это старец, который живёт на небе. При этом они апеллируют к
иконографическому образу Ветхого днями, который, в общем то считается
неканоническим. Да сам этот неканонический образ является лишь символом, а не
«портретом Бога».
Этим самым атеисты показывают свою некомпетентность в
православном богословии и области иконографии. Ну, или злонамеренной ложью.
Поскольку человек является образом и подобием Божиим, то
учение о православной антропологии логично начать с представления о Боге и Его
свойствах.
Основное понятие о Боге заключается в одном единственном
слове. Бог – ТВОРЕЦ. Из этого логически следуют Его божественные свойства.
Поскольку Бог является Творцом, то он трансцендентен своему творению, как
художник своей картине. Картина и художник — это разные существа – согласитесь.
Трансцендентность существа Бога логически ведет к отличности его бытия от бытия
материального мира. На чем зиждется бытие материальной субстанции? Всего лишь
три бытийных категории – пространство-время-материя. Ну и законы, по которым
материя существует в пространстве-времени. Поскольку Бог трансцендентен этим
понятиям, то он вне этих категорий. Он нематериален – абсолютный Дух, вне
времени – вечен и неизменен и вне пространства – бесконечен и вездесущ
одновременно. Самое удивительное в том, что на эту, сложную для восприятия
человека божественную реальность указывают последние достижения квантовой
физики, в частности – соотношения Шредингера-Гейзенберга, которые указывают на
ускользающую вероятностную материалистичность нашего мира. Апостол Павел
говорит о том, что мы «им движемся и живем». То есть Бог во всем и при этом ко
всему трансцендентен.
Теперь перейдем к антропологии.
Поскольку Бог есть Абсолютный Дух, то образ и подобие Божие
не могут иметь материальную природу и морфологическую грубую копирку, как
карикатурно себе представляют атеисты, приписывая такие представления о Боге
верующим. Поэтому образ заключается в неизбывных бытийных качествах человека –
свобода, творчество, мышление, действие, а подобие – в нравственных качествах
человека, в которых он может либо совершенствоваться, либо деградировать –
совесть, долг, любовь, верность и так далее.
Тем не менее, человек имеет и материальную природу,
поскольку он создан Богом из «праха земного». Тут надо заметить, что при
творении человека используется особый глагол, как при создании мира – бара –
творение из ничего. То есть материальная природа человека стала дополнением,
оболочкой к его духовной нематериальной сущности.
И это сторона человеческой природы состоит в его телесности
и, присущим этой телесности биологическим свойствам.
Биологические свойства человека достаточно хорошо изучены
различными прикладными антропологическими науками: биология, медицина,
психология и так далее. Но, тем не менее, не выпадает из поле зрения
православной антропологии, поскольку и тела наше принимает участие в нашем
бытии и спасении. Взаимодействие телесного, душевного и духовного очень
подробно и тщательно изучено святыми подвижниками и ими оставлены рекомендации
по тому, как научится человеку управлять своей биологической составляющей, чтобы
духом возвышаться над телесным.
Бог – Троица и православная антропология.
Образ Божий является и в тройственной божественной природе
по отношению к миру.
Мы исповедуем Единого Бога в трех ипостасях – Бог Отец, Бог
Сын и Бог Дух Святой.
Святые отцы видят отражение это в тройственной природе
человека – дух, душа, тело.
Я бы со своей стороны добавил следующую аналогию.
Бог – Отец – сознание, которое рождает Логос, слово, идею –
образ Бога Сына, в Духе Святом, - образ действия, энергии, которое производит
этот логос в мир.
Генезис грехопадения так же очень важен для понимания
православной антропологии.
Первый человек Адам был сотворен безгрешным, со свободной
волей, которая давала ему возможность совершенствоваться в добродетелях или
деградировать в греховных страстях. Человек не прошел свой первый экзамен –
искушение змея в Эдемском Раю. Человек мог и не согрешить – тогда бы история
человечества пошла бы совершенно по другому сценарию развития. Есть мнение, что
многие планеты во вселенной были пригодны для жизни. А после грехопадения
состояние космоса изменилось, так же, как и всей природы в целом. Климат ухудшился.
Флора стала более скудной. Появились хищники, а многие первобытные животные
исчезли, не справившись с возникшей конкуренцией или изменением климата.
Поэтому появились ископаемые вымершие растения и животные. Динозавры, мамонты и
т.д.
После грехопадения изменилась и человеческая природа – и
даже биологическая карта. Тело стало более грубым в физическом плане. Человек
стал болеть, он стал уязвим, а после убийства Каином Авеля хищники стали
нападать и на венец творения, поэтому то и появились первые города: человек
вынужден был ограждать свои жилища от хищников. Но самое главное – человек стал
смертным.
Это логически очень легко понять, если аналогизировать эту
ситуацию с электрической схемой, где Бог – источник питания, грех – рубильник,
человек – лампочка. Грех лишает человека жизненной энергетической связи с
источником своего бытия – Богом, и тухнет – умирает. Миллисекунды процесса
потухания лампочки – отведенная человеку недолгая жизнь.
Совесть.
Письменность – достаточно позднее изобретение человечества,
поэтому вера в Бога сохранялась в предании поколений. А нравственные законы
регулировались внутренним понятием о том, что такое хорошо, а что такое плохо –
совестью человека. Совесть заложена в душу человека Богом, она не является
продуктом воспитания или социальной адаптации, как этому учат психологи
атеисты. Воспитание и социальная среда конечно мощные факторы формирования
человеческой личности, но они лишь способствуют либо деградации, и даже
атрофированию, либо развитию уже заложенных в человеке качеств. Но совесть
имеет свойство терять голос по мере закосневания человека во грехах. И тогда
возникли письменные заповеди, данные Моисею на Синае. Они не были чем –то новым
и неизвестным, они просто стали напоминанием и забытом благочестии и правилом
жизни, к которому можно было всегда апеллировать.
Существует понятие «сожженная совесть», когда человек
становится совершенно бессовестным и безнравственным. Очень способствует
сожжению совести восточные буддистские и индуистские практики, которые ведут
человека к полному эмоциональному самоуничтожению – бесчувствию, привлекая при
этом красивыми картинками экзотической философии и этики.
Суть всех заповедей Моисеевых в одном простом принципе –
любви к Богу ближнему. В этом суть всего богатства православного предания,
которое мы содержим в Православии. Именно это и является критерием добра и зла.
Но любовь сейчас понимается извращенно. Любовью называется
сейчас и высокое божественное чувство, которое как пишет апостол Павел
милосердствует, не ищет своего, но только пользы ближнего, тиха, скромна,
ненавязчива и высшая степень любви – это самопожертвование до самой смерти и
скотские страсти и мимолетная влюбленность и просто процесс совокупления.
Понятно, что здесь идет речь о евангельской любви.
Любовь к врагам.
Нам кажется любовь к врагам нелогичной и очень тяжелой
вещью.
На самом деле любить врагов очень правильно даже с
житейской, стратегической и тактической точки зрения. Враг нас консолидирует,
он указывает нам на наши изъяны и дает возможность их исправить. Избавляет нас
от тщеславия и гордости. Иметь врага – это одни сплошные плюсы. А с духовной
точки зрения, если мы терпим от врага унижения и поношения – то у нас
появляется некий духовный биткоин, которым мы можем разменять собственные
грехи, потому что, прощая врага, мы получаем прощение своих собственных грехов…
Любовь и непротивление злу насилием.
Терпеть зло мы призваны Христом в своем личном пространстве.
Это если нас оскорбили, обманули, унизили, подло с нами
поступили, оболгали. Когда зло касается наших близких – здесь мы обязаны
защитить своего ближнего. Мужчина должен быть защитником. Мальчики должны расти
мужчинами и уметь постоять и за себя, и за слабого. «Нет больше той любви, если
кто положит душу свою за други своя». Подвиг православного воина, защищающего
родину, отца, мать, сестру, жену, детей – это пример наивысшей христианской
добродетели. Очень плохо и неразумно
поступают родители, особенно матери и бабушки, которые воспитывают мальчика в
тепличных условиях, запрещают им себя защищать в среде своих сверстников,
формируя у них комплекс трусливости и неполноценности
Милосердие
Милосердие у нас привычно ассоциируется с нищими на паперти
у церкви, хотя это гораздо более широкое и глубокое понятие. Милосердие — это
вообще доброе отношение к людям, которое может проявляется и и материальной и
духовной и психологической поддержкой. Милосердие – это практическое проявления
христианской любви.
Как и в любой добродетели в милосердии должна быть
рассудительность. Давать или не давать, откликаться на просьбы или нет на этот
вопрос нельзя ответить однозначно, каждая ситуация должна быть взвешена на
весах рассудительности и совести.
Святые отцы говорили, что милостыня должна вспотеть в руке
человека. То есть, с одной стороны, она должна быть выдержана рассуждением, а с
другой стороны должна быть непрестанным деланием христианина. Молитва о
человеке – это тоже милостыня.
Комментариев нет:
Отправить комментарий