Моя автобиография
Родился 15 февраля 1972 года в г. Балашове Саратовской области.
Учился и закончил среднюю школу № 4 в г.Балашова с 1979 по 1989 г.
С 1989 по 1990 гг. учился во Фрязинском Техникуме Электронных Приборов г. Фрязино. Затем в Московском Энергетическом Институте с 1990 по 1996 г.
В том же году поступил в Московскую Духовную Семинарию.
В 1998 г рукоположен в диакона в первую субботу великого поста, а во священники - в память Святого Евангелиста Иоанна Богослова епископом Верейским Евгением.
В 1999 году временно командирован в Храм Иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле г. Москвы.
В 2000 году временно командирован в храм Святителя Мартина Исповедника в Новой Алексеевской Слободе г. Москвы, где в 2003 году продолжил служение уже как штатный клирик г.Москвы.
В 2003 году награжден набедренником, в 2005 камилавкой, а в 2007 золотым крестом.
По благословлению начал осуществлять социальную деятельность в храме с 2001 года.
С 2001 г по 2009 занимался детским домом для брошенных детей инвалидов №1 г. Москвы. С 2003 по 2008 год осуществлял духовное окормление Дома престарелых в Люблино, организовывал группы по миссионерской и просветительской деятельности. Проводил мероприятия по поздравлению ветеранов, приуроченные к праздникам Рождества и Пасхи, а также 9 мая. С 2001 по 2003 г. преподавал в Воскресной школе при храме Василия Исповедника в Рогожской Слободе.
В 2003 года стал инициатором и создателем первого сайта храма Мартина Исповедника.
Осуществляет просветительско-миссионерскую деятельность на личных блогах в социальных сетях. Ведет видеоблог проповедей на видеоканале YOUTUBE.COM В 2012 г. назначается штатным священником храма свт.Иннокентия, митрополита Московского в Бескудникове г.Москвы/
С 2012 года является духовником и преподавателем Воскресной школы храма свт. Иннокентия, митрополита Московского в Бескудникове г.Москвы, куратором деятельности Воскресной школы.
Рассказ о том как я стал священником. У многих наверное сразу возникает такой вопрос.
Родился 15 февраля 1972 года в г. Балашове Саратовской области.
Учился и закончил среднюю школу № 4 в г.Балашова с 1979 по 1989 г.
С 1989 по 1990 гг. учился во Фрязинском Техникуме Электронных Приборов г. Фрязино. Затем в Московском Энергетическом Институте с 1990 по 1996 г.
В том же году поступил в Московскую Духовную Семинарию.
В 1998 г рукоположен в диакона в первую субботу великого поста, а во священники - в память Святого Евангелиста Иоанна Богослова епископом Верейским Евгением.
В 1999 году временно командирован в Храм Иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле г. Москвы.
В 2000 году временно командирован в храм Святителя Мартина Исповедника в Новой Алексеевской Слободе г. Москвы, где в 2003 году продолжил служение уже как штатный клирик г.Москвы.
В 2003 году награжден набедренником, в 2005 камилавкой, а в 2007 золотым крестом.
По благословлению начал осуществлять социальную деятельность в храме с 2001 года.
С 2001 г по 2009 занимался детским домом для брошенных детей инвалидов №1 г. Москвы. С 2003 по 2008 год осуществлял духовное окормление Дома престарелых в Люблино, организовывал группы по миссионерской и просветительской деятельности. Проводил мероприятия по поздравлению ветеранов, приуроченные к праздникам Рождества и Пасхи, а также 9 мая. С 2001 по 2003 г. преподавал в Воскресной школе при храме Василия Исповедника в Рогожской Слободе.
В 2003 года стал инициатором и создателем первого сайта храма Мартина Исповедника.
Осуществляет просветительско-миссионерскую деятельность на личных блогах в социальных сетях. Ведет видеоблог проповедей на видеоканале YOUTUBE.COM В 2012 г. назначается штатным священником храма свт.Иннокентия, митрополита Московского в Бескудникове г.Москвы/
С 2012 года является духовником и преподавателем Воскресной школы храма свт. Иннокентия, митрополита Московского в Бескудникове г.Москвы, куратором деятельности Воскресной школы.
Рассказ о том как я стал священником. У многих наверное сразу возникает такой вопрос.
КАК Я СТАЛ СВЯЩЕННИКОМ
ЭПИЛОГ
Мне как-то с одной стороны неловко писать о самом себе. Вроде как нескромно. Но люди последнее время часто задают мне этот вопрос. И я почувствовал необходимость дать ответ. Конечно, можно ответить одной фразой. Ну, например такой как: "Я стал священником по призванию", но в вопросе людей все-таки желание узнать что-то большее, понять глубинные мотивы и это становится задачей, которую нельзя вписать в одну фразу, и даже в несколько фраз. Необходимо написать такой некоторый биографический очерк, где красной нитью идет путь человеку к познанию Бога, а потом к выбору пастырского служения. И чем больше я напишу о себе, тем, наверное, я более адекватно смогу ответить на этот вопрос.
Жизненный путь каждого человека очень индивидуален и в некотором смысле уникален и неповторим, поэтому то, что я напишу о себе, не является шаблоном и не может применяться к другим священникам. Сколько священников, столько и ответов для каждого из них на этот вопрос. И каждый ответ может быть интересным и даже в некотором плане поучительным.
КРЕСТИНЫ
В то время, когда я был ребёнком, было плохим тоном говорить о вере, и уж совсем плохим тоном - ходить в церковь. Для мужчин и женщин активного возраста это грозило неприятностями по партийной линии, карьерной лестнице, грозило потерей хорошей работы и даже могло закончиться психиатрической лечебницей. Ходить в церковь себе могли позволить только пенсионерки, или люди, которых в полном смысле этого слова можно назвать исповедниками веры.
В нашем городе в то время крестить было проблематично. Управделами заставлял записывать паспортные данные крестных и родителей, чтобы применить соответствующие санкции, и моя мама с моей тетей, которая стала мне крестной, повезли меня в захолустный городок Аркадак, куда рука партии, боровшейся с "поповским мракобесием" по непонятной причине не дотянулась.
Мне тогда было 8 лет. Я отчетливо помню этот день. Холодное августовское утро, я был в тонкой маечке, и мне было очень холодно. Попытка пожаловаться была сурово обращена моей будущей крестной в то, что я мужик и должен терпеть, а не ныть. Кстати говоря, именно она настояла на моих крестинах, и ее добрая строгость во многом стала фактором воспитания меня как мужчины, а не изнеженной инфантильной белоручки. Весь в мурашках я дошел со взрослыми до относительно теплой станции и скоро мы сели в пригородную электричку.
Через час мы приехали. Когда я зашел в храм, в первый момент мне стало как то темно и неуютно и даже стало подташнивать. Но, помня суровость тети, я промолчал. Неосознанно я понимал, что что-то во мне противится и не желает, чтобы меня крестили. И это что-то - это не я...
Крестилка была забита полностью. Было такое впечатление, что на крестины съехалась вся Саратовская область. Может быть, так оно и было на самом деле. Молодой священник, у которого из-под рясы торчали очень модные тогда джинсы и кроссовки "Адидас", которые можно было тогда купить нелегально только за большие деньги у фарцовщиков, быстро совершал таинство, с умопомрачительной скоростью проговаривая слова молитвы и между делом поругиваясь на неорганизованных участников, которые все понимали только после десятого раза. Особо мне это зрелище не понравилось. Но, когда мы уходили, я смотрел на образ Богородицы, написанный в верхней части удаляющегося от нас храма и какое то непонятное тепло, забота и легкость появились в моей душе... Мне захотелось взглянуть на крестик, и я спросил, что написано на нем. "Спаси и сохрани". Я не понимал, кто меня должен спасать и сохранять. От чего и как. Но я чувствовал, что Он, Которого я не знаю, теперь рядом и следит за мной.. и спасает и сохраняет. Я просто это чувствовал... Я не понимал почему, отчего и как... Мне никто не рассказывал о Боге, я ничего не знал о Христе, так же как не знали взрослые, которые привели меня сюда... Они просто пришли совершить то, что в народе принято совершать всем. Вот и все...
Я помню предложение крестной, ставшее в каком-то смысле пророческим, которое я воспринял с полным отторжением и непониманием. "Хочешь быть попом? Смотри, какие они богатые. Джинсы, кроссовки, машина" Мне поп не понравился. И я не хотел быть таким. Я хотел стать героем, ну например как Юрий Гагарин. А богатство меня не интересовало. Я был ребёнком, мальчиком. Зачем мне это барахло? И я твёрдым голосом ответил: "Нет. Не хочу"...
ДЕДУШКА НА НЕБЕСАХ
Затем школа. Первый класс. Вступление в октябрята. Потом в комсомол. Знакомство с марксистко-ленинской идеологией. Многие из нас тогда искренне верили в Ленина и в то, что Бога нет, потому что этому научили нас в школе. Я помню, как меня отец сводил в церковь. Мне было, наверное, лет 10. Для меня это было как-то дико и ассоциировалось с газетными пугалками и рассказами классной руководительницы про религиозных маньяков. И мне было как-то боязно в церкви. Я опасался, что если сделаю что-то не так, то меня если не убьют, то побьют все эти серьезные бабушки. И еще я подумал тогда. Не знаю - откуда мне вообще такая мысль пришла. Какие хитрые попы. У них свечки не догорают, а они воск потом опять перерабатывают, снова делают свечки и опять продают. Ну, вот скажите - откуда у маленького мальчика такие мысли? Я уже позже понял, что это были не мои мысли. Это были мысли, внушаемые диаволом многим, кто зашел на порог церкви, чтобы их отвратить от Бога и настроить против духовенства и верующих. После того, как мы подошли ко кресту, страшные для меня до этого бабушки что-то мне ласково говорил и дали к моему удивлению конфетки. Я помню, что когда мы сели в автобус, я вспомнил кукольную постановку Образцова по юмористической кощунственной пьесе Исидора Штока
"Божественная комедия", созданной в эпоху хрущовских гонений на церковь в 1961 г. И для меня стала дикостью мысль о Боге. Ну как Богом может быть дедушка на небе, которого я увидел на иконе в церкви. Ну, какие они - верующие - глупые, забитые люди и какие хитрые эти попы, которые их болванят и наживаются на своей придуманной религии... Зачем меня отец повёл в церковь? Мне было это непонятно. Он никогда не говорил, что верит в Бога. Да и в церковь-то не ходил никогда. А спросить мне было неудобно. Я решил, что он это сделал, чтобы просто показать, чтобы я наглядно все посмотрел и сделал правильные выводы. Может быть, так оно и было на самом деле. Но теперь я знаю точно, что атеистом мой отец не был.
ЙОГА
Где-то в пятом - шестом классе я нашел у мамы напечатанное пособие по йоге. Моя мама тогда работала машинисткой и печатала на военном предприятии секретные документы и иногда перепечатывала вот такие редкие по тому времени материалы, купить и найти издания которых не представляло практической возможности. Мне это стало интересным, и я стал вставать каждый день в 4 утра, чтобы выполнить асаны с пранаямой и медитацией. Курс занимал полгода. Я научился чувствовать энергию. Я стал гибким, освоил позу лотоса и мог почесать левой пяткой за правым ухом. К концу курса я заметил странные способности, которые возникали временами и против моей воли. Я иногда слышал звуки и фразы людей, которые появлялись через несколько секунд, и слышал мысли окружающих... Мне это стало любопытным, и я пытался управлять этими способностями.
МИСТИКА
Это был 1985 год. Началась перестройка. Появились журналы с эзотерическим содержанием. Пустоту духовности стремились заполонить экстрасенсы, сектанты, рериховцы и прочие и прочие и прочие... У них были средства для печати в журналах с многомиллионным тиражом. Об этом я тогда не задумывался. Но в связи с открытыми новыми способностями я увлекся гипнозом, телекинезом и экстрасенсорикой, явлениями, сведения о которых я получил из этих журналов. Я проводил опыты со своими сверстниками в теплые летние вечера на улице. Им самим это было жутко интересно. И у меня это все получалось, впрочем, я не предавал этому серьезное значение, для меня это было больше как баловство и интересное времяпрепровождение. Но именно в то время я логически пришёл к новому осознанию реальности. Я понял, что помимо этого мира существует мир невидимый, духовный. В этом меня убедил мой реальный мистический опыт. И я стал задумываться о возможности существования Бога. Но конечно, как я думал, не того Дедушки на небе, о Котором учили "попы-мракобесы", а о как некоем Сверхразуме, управляющем этим миром из того, невидимого мира. Я считал это своим открытием и даже удивился, что об этом стали писать в журналах в статьях теософского содержания. И какое же мое было удивление через шесть лет, когда я узнал, о чем на самом деле учат "попы-мракобесы" и насколько это расходится с пособием для атеиста, комедией Данте и вообще со стереотипами масс и среднестатистическим представлением обывателя о том, чему учит церковь.
МАТЕМАТИКА
Старшие классы отвлекли меня от этой темы, я сконцентрировался на учёбе. Я вообще любил школу, любил учиться и любил учителей. Когда я получал учебники, я их все с любопытством перелистывал и зачастую имел представление о материале нового класса задолго до начала учёбы. У нас была очень строгая классная руководительница. Ее боялась вся школа. У нее была указка, которую она могла пустить в ход и частенько угрожающе ею постукивала с угрожающим выражением лица. При этом она была дамой довольно внушительных параметров и, как казалось, физической силы. Елена Кирилловна Кабанова нам преподавала математику. Несмотря на то, что ее многие, особенно те, кто не хотел учиться, очень не любили и даже ненавидели, я бы ей поставил сейчас памятник за её строгость, которая промыла мозги тем из нас, кто был на это способен. Тот уровень знания предмета, который я получил благодаря ей, позволил мне довольно легко заниматься естественными науками и поступить в институт…
ПОЛТЕРГЕЙСТ
История о том, как я, подросток из захолустного городка, без связей, денег и репетиторов сумел поступить в один из самых лучших технологических ВУЗов страны конечно тоже интересна, но она выходит за рамки темы моего рассказа, поэтому друзья мои, я вам расскажу только некоторые моменты этого приключения. Я не поступил в институт с первого раза. Выбрал слишком престижный факультет и не добрал баллов и не знал, и никто мне не подсказал, что с этими баллами меня бы приняли на другой факультет, менее престижный, но более профильный, и я бы не потерял бы год своей жизни. Но это видимо было нужно, потому что в этот год произошли события, которые полностью изменили мое сознание. Во Фрязинский Техникум Электронных Приборов, куда в свое время поступала моя двоюродная сестра меня взяли без лишних вопросов, увидев результаты вступительных экзаменов в МЭИ (Московский Энергетический Институт). И целый год я учился разбираться в микросхемах, изучал транзисторы и тиристоры с диодами и прочей электронной канителью. Но это все было легко, по всем предметам я без труда получал пятерки, даже не занимаясь домашними заданиями, и поэтому самая веселая жизнь была в общаге, где я худо-бедно научился на трех аккордах бренчать песни Цоя на шестиструнной гитаре, которую даже цыгане не смогли бы настроить. И как раз именно в это время меня стал преследовать полтергейст... Когда я увидел ходящий ходуном стол по непонятной мне причине, я даже как-то испугался, и то, что это было связано именно со мной и моей прежней мистической практикой, я даже в то время не догадывался….
Все бы было неплохо, но весенний призыв встретил меня в техникуме повесткой на вахте общаги. Я не то, чтобы не хотел в армию. Я бы с удовольствием в нее пошёл, если бы не слышал, что в ней творится на самом деле. А еще я в 8 классе пытался поступить в суворовское училище, но мое глазное дно оказалось забракованным медицинской комиссией. Видимо было не моё. И в то время мне больше хотелось учиться, и я понимал, что после армии мне этого уже не захочется. И мне Бог послал приятелей из моей группы, которые в стиле современных трэш фильмов предложили мне сыграть в больного сотрясением мозгом. Я перед принесением в приемный покой ЦФК выкурил две пачки сигарет, предварительно прямо перед входом в больницу меня потерли головой об столб, набили синяк стеклянной баночкой от таблеток и в таком веселом виде привели к дежурному врачу, рассказав мне предварительно о симптомах такой вот презентации. Врач посмотрел в мои глаза, спросил про головные боли, тошноту, потерю памяти и, написав положенные бумажки, определил меня в элитный комплекс больницы. Больница была новая. И медсестры были молодые и заботливые. Я не помню, сколько я там пролежал. Помню, что приятели дали мне послушать плеер с записью концерта Мишеля Жарре «Магнитные поля». Но ночью, в пустой палате, барабашка снова стал меня доставать своими проказами. Сложный ритмический рисунок, который делают сейчас разве что на Loops-программах для написания музыки, которой тогда еще не существовало, стал отчетливо выбиваться на спинке моей кровати в совершенно пустой палате. Не помню, откуда мне пришла эта идея, но я решил поэкспериментировать и перекрестил то место, откуда издавался звук. Надо сказать, я в то время не понимал еще, что такое крестное знамение и в чем смысл Креста. Да вообще о христианстве и о Православии не имел ни малейшего представления. А ведь помогло… После этого ни разу в жизни подобных явлений у меня не повторялось.
Поступление в МЭИ
Отсрочку на полгода мне все-таки дали, но перед этим отправили к профессорам в "Склифасовского" на проверку очень умными современными машинами, которые должны были выполнить функция детектора лжи. Но умные профессоры с их умными машинами сказали – остаточное явление, мол, сотрясения мозга, и военком был вынужден с большим скрипом в сердце выписать мне отсрочку, что дало мне ещё один шанс поступить в институт.
Не знаю как другие выбирают себе место учёбы, но ещё после девятого класса я отправился в турне по Питеру и Москве в поисках именно того учебного заведения, в котором бы я захотел учиться всем сердцем. МЭИ был последним из списка и больше я искать ничего не стал. Я влюбился в этот институт с первого взгляда. Что-то в нем было. Какой-то дух свободной студенческой жизни, не скрепленный догматами родительских запретов, с умными и интеллигентными преподавателями, которые могли открыть нам новый мир академической науки и широкого взгляда на жизнь. Которые дали бы нам способность мыслить самостоятельно и пользоваться информационными источниками как инструментом своего интеллектуального роста, не становясь в тоже время их заложниками в силу узкого мышления..
УЧЁБА
Первый курс я вспоминаю как сказочный сон. Я был примерным студентом. Ходил прилежно на все лекции. О семинарах и "лабах" и говорить было нечего. Нас конечно грузили по полной, особенно "вышкой". Курс был довольно обширный. По высшей математике начитали 600 часов. Объем был ужасающим, при том что лектор Сафонов ( кажется такая была у него фамилия ) был ну чистым клоуном. Он иногда вскакивал на стол перед доской в лекционной аудитории во время написания бесконечных формул и подпрыгивая повторял то, что было написано. А иногда, прикорнувшись на том же преподавательском столе, с философским видом окидывая накарябанные мелом закорючки громко восклицал: "Читайте классику - лекции Сафонова". Как мы эту всю классику потом запоминали и сдавали - я уже не приложу ума... Но по вышке за первый курс у меня была четвёрка, а это было очень даже неплохо. Чему научили меня эти лекции – наверное, улавливать в массе знаков общие принципы, которые и позволяли, систематизировав информацию, её воспринимать и воспроизводить. Ну, кроме того, уметь вести конспект, сокращая термины аббревиатурами и знаками, что впоследствии мне очень облегчало обучение. Экстравагантная клоунада преподавателя тоже имела сокровенный смысл. Чем более серьезные мы вещи рассматриваем, тем к ним надо проще подходить. Где просто, там ангелов со сто... Говорят, что наши студенты, выпускники МЭИ, тензорную алгебру знали отлично, благодаря чему из них получались, по крайней мере, в то время специалисты по кибернетике электроэнергетических систем, которых за это очень ценили в штатах. Американцам как-то это всегда плохо давалось, почему то. И каким-то смешным мне показался совсем недавно спор с моим преподавателем по зоопсихологии, которая доказывала, что кибернетика - это наука-атавизм. Отвлеклись. Это, в общем-то, тема для другого рассказа, если я за него возьмусь когда-нибудь...
ПЕРЕЛОМ
Второй курс. Этот курс стал для меня переломным. Впрочем в этом отношении я шел в ногу со всей страной.. 1991-1992 год для всей страны стал переломным, хотя я по большому счёту политикой, несмотря на её огромную по тому времени актуальность, совсем не болел и не особо замечал. У меня было нечто своё, новое, то, что перевернуло всю мою жизнь. Это новое было новым для меня во всех смыслах этого слова. Перечитав несколько книг по восточным религиям типа Бхават Гиты и Конфуция, а таки решил наконец-то ознакомиться с христианством, которого я не знал совершенно и абсолютно. Не знал, не понимал, как и практически все вокруг меня. И этим моментом воспользовались в то время десятки сект, затягивающих нашу молодежь в свои сети, используя голод по Христу и Евангелию.. Но нет. Я не встретил на своем пути в то время ни пятидесятника, ни баптиста. Я просто купил Новый Завет. А потом купил книгу "Неоспоримые свидетельства" Джоша Мак Дауэлла, причем и ту и другую в книжных отделах нашего института на первом этаже. Книгу Мак Дауэлла как я узнал через несколько лет, высоко оценили наши православные богословы за удачную компиляцию. И для меня совершенно неожиданно открылся мир Евангелия, который мне никто не навязывал. Я сам его взял и открыл. Как человек, научившийся с детства подвергать любую информацию жесточайшей критике, и уже привыкающий к академическому отношению к источникам, я задавался тысячами противоречивых вопросов, которые ждали своего ответа в свое время, но как человек, знакомый с чувством мистического, я был поражен той энергетике, которая была в христианстве...
ЕВАНГЕЛИЕ. ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ
.
Сначала было скучно. Какая-то родословная непонятно зачем. Мне совершенно неинтересно было знать кто кого от кого родил, тем более, что все эти люди, ну, наверное, за исключением Адама и Соломона, были персонажами мне совершенно не знакомыми... Но не долго. Дочитав до пятой главы евангелия от Матфея, я был поражен величием Нагорной проповеди. Я почувствовал Божественную красоту нравственного совершенства, к которому призывает Евангелие. Я уже позже узнал, что другие люди увидели в Библии только "жидов и драчки". Я же увидел Нагорную проповедь... И ничего лучше и красивее, и глубже я никогда не встречал, и наверное никогда не встречу. То, чем восхищаются в фильмах, книгах, философиях, учениях, называя это смыслом, изюминкой, содержанием - все это лишь только маленькие осколочки того, что сверх концентрированно сосредоточено в Нагорной проповеди. И чище, светлее, лучше этого никто не сказал и не придумал. И не придумает... После этого я читал Новый Завет взахлеб, перечитывая Его снова и снова, пытаясь вникнуть в смысл всего написанного.
ЧЕМ ПОРАЗИЛ МЕНЯ ДЖОШ.
Конечно, этическая сторона Евангелия поражала, но я был человеком с научным мировоззрением. Я был скептиком. И восхищение этикой для меня бы так и окончилось восхищением. Ну, повосхищался и пошёл дальше. Знаете, как в цирке над ловкими фокусами. Но, когда я увидел научный подход, критический анализ источников, логические схемы, исследования серьезных ученых, я был сражен вдвойне... Об этом написал протестант Джош Мак Дауэлл в своей компиляции "Неоспоримые свидетельства". Очень жаль, что такую книгу не написали православные. Но, что поделать, наше богословское образование в большом упадке после безбожных лет советской власти и профессора Духовной Академии до сих пор получают мизерное содержание, не соответствующее, по моему мнению, серьезности их статуса. Нет ни престижа, ни ресурсов для действительно серьезной богословской миссионерской работы сейчас, а тем более с этим сложно было тогда, в 1991 году.
КАК Я ВЫБИРАЛ ХРИСТИАНСКИЕ КОНФЕССИИ.
Я готов был принять Христа в сердце. Я чувствовал духовный подъем. Но у меня было столько вопросов, на которые я хотел срочно найти ответы. Я сходил один раз на одно собрание какой то протестантской общины в одном из каких то больших залов постиндустриальных строений советской эпохи из стекла и бетона. Я заметил, как меня обсаживали адепты и изображали эмоции в зависимости от того, что говорил их проповедник с явным желанием меня включить в этот "харизматический" процесс. Проповедник постоянно цитировал Евангелие по разным аспектам бытия и выкрикивал: "аллилуйя", на что зал громко отвечал: "аллилуйя". Что-то спели с лицами, на которых были надеты улыбки. Потом кого то крестили, попросив из зала войти на сцену сомневающихся и принять веру. Я не пошел. Вроде как уже меня крестили в детстве, да и все это представление мне показалось каким-то фальшивым и неискренним. Нам раздали какие-то буклеты, Новый Завет, но поговорить мне ни с кем не удалось. Выходя из зала, я увидел выходящих иностранцев, говорящих с американским акцентом, одетых в костюмы клерков с такими самодовольными улыбками и каких-то совсем чужих, надменных, для которых я глупой, забитый, никчемный грешник, которого они, богатые, просвещенные, умные американцы пришли обратить в свою веру. И скоро я понял. Что мне надо молиться. Ведь я никогда не молился до этого. Молиться для того, чтобы мне Господь Сам открыл. Куда идти и к кому. В этот момент я ехал в трамвае мимо Данилова монастыря. И тут же, меня осенила мысль: « ЕСЛИ БОГ ДАЛ ЛЮДЯМ ВЕРУ В СЕБЯ, ТО ОНА ДОЛЖНА БЫТЬ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.» Вписывался ли протестантизм в эту мысль? Определенно нет, тем более, что мне пляски с Новым заветом не понравились.. «Так что же? Где же?»- думал я и решил спросить у священников в Православной Церкви. Все-таки определенно Православие даже на вскидку древнее протестантизма, веками жило и не изменилось не смотря ни на что... это был логический аргумент и я пошел в церковь искать ответов...
Игра в футбол с новоначальными и ищущими истину в Православии...
Первый храм, в который я обратился со своими вопросами, была церковь святых Первоверховных апостолов Петра и Павла в Лефортово. Когда я пришел туда первый раз, я и не предполагал, что потом на несколько лет она станет колыбелью моего становления как православного христианина. Но... Первая попытка не удалась... Батюшка торопился причащать больных в больнице, а поговорить больше было не с кем. Потом я попробовал поговорить со священником в Даниловом монастыре. Очень строгого вида старец исповедовал явно больного ДЦП мальчика. Но даже не исповедовал, его то ли мама, то ли опекунша, то ли родственница с апеллирующим к пониманию батюшки тоном говорила, что этот мальчик выучил наизусть всю псалтирь... И батюшка с понимающим и одобрительным видом положил на его голову епитрахиль и прочитал разрешительную молитву. Да... подумал я, мои шансы удостоится благосклонного внимания старца минимальны, потому что я не то что псалтирь, я даже ни одного псалма не знал наизусть. И я, чувствуя провал перспективы своего с ним общения, робко подошёл к нему с просьбой поговорить о своих философских проблемах. Предчувствия меня не обманули... Учуяв запах табака - а я в то время еще курил - старец всем своим видом показал свое неодобрительное ко мне отношение и послал... в семинарию. Мол попробуй туда съездить, пусть там на тебя такого посмотрят. И прибавил, что шансов поступить в семинарию у меня нет никаких... хотя я туда в общем-то и не собирался.
Неудачи меня не остановили. Отдав последние студенческие деньги нищим в притворе Даниловского храма, я, грешный курильщик, не одобренный и погибающий со слов первого священника, с которым мне хоть как-то чудом удалось вступить в общение, внял его совету и поехал в Загорск, в Троице-Сергиеву Лавру. Другой бы наверно плюнул и пошел бы к баптистам, и они бы его приняли с резиновой слащавой улыбкой и он бы сам стал таким фальшивым и рафинированным, но я понимал, что истина не дается так просто. И Господь проверяет мою веру, мое смирение и способность проявить волю и целенаправленность. Когда электричка остановилась у станции "Загорск" я вдруг почувствовал такие навязчивые мысли, которые ко мне никакого отношения не имели! Содержание этих мыслей таково: " Ну ты и идиот, куда ты приперся? К попам? Ты совсем полоумный? Тебе в психушку надо!"... и так далее.... Уже потом я узнал, что это первое испытание, духовная брань, которую проходят все новоначальные - брань с хульными помыслами, внушаемыми демонами. Господь испытывает разум и волю и открывает новый уровень, новую реальность - реальность духовной жизни в борьбе с демонами через помыслы... Сейчас слушая нападающих на Церковь людей, невольно понимаешь, что эти люди материализуют эти помыслы в реальности.
Открытие Православия
Полным ходом шла весна. После московского смога со вкусом вдыхая свежий и чистый воздух Подмосковья, я выискивал на территории монастыря жертву своих допросов. Наконец, увидев одного черноризца, я перегородил ему путь. Поздоровавшись, я рассказал ему о том, что я не много не мало как философ и хочу поговорить о христианстве со знающим человеком. Он с искренней приветливой улыбкой истинного монаха (надо сказать это первый священник, к которому как-то потянулась душа), не дав мне понять, что я выгляжу со стороны полным идиотом, с радостью подхватил мое намерение. Но при этом не дерзнул вступить со мной в диспут, а посоветовал обратиться в Академию к некоему отцу Ростиславу, как к человеку по его словам богомудрому и способному удовлетворить мои благочестивые намерения в поисках истины. Войдя во внутреннюю вахту Академии я тоже самое повторил вахтеру и сказал, что мне нужен отец Ярослав. Но он, по всей видимости, понял ситуацию и ненавязчиво спросил - "может быть отец Ростислав?" Я помявшись согласился - мне что Ярослав, что Ростислав, без разницы - лишь бы поговорил со мной.
Иеромонах Ростислав был довольно молодым иеромонахом, но братия Академии и Семинарии и Троице-Сергиевой Лавры его почитала за человека весьма рассудительного, молитвенного и духовного. Позже я увидел, что он обратил не одного философа и сектанта, пришедшего к нему с такими вопросами. Я хотел спорить, а он мне просто рассказывал. О преподобном Серафиме Саровском и Сергии Радонежском, как открывается содержание Писания и про человека, который хотел по буквам Писания вычислить дату конца света, иногда расспрашивая, как я пришел к вере... Мне хотелось спорить, спрашивать о том, о сём, а он говорил как бы чувствуя мои намерения, о том, как ему его духовник говорил в ответ на его вопросы о Писании - "ты читай, читай больше, а постепенно найдешь ответы на все твои вопросы".... И так всякий раз как бы чувствуя мои мысли, говорил мне соответственные им вещи... Я чувствовал, что он молился. Я чувствовал силу в его словах, тепло в его отношении ко мне и Истина Своей благодатью, растворённая в любви благовествования убеждала меня без всяких хитрых логических построений... Попрощавшись, он подарил мне две книги, точнее три, одну из которых он подарил мне, а две другие просил вернуть через месяц.
Первая исповедь и причащение
Я исчез на полгода... Летом я уехал домой, и, вернувшись осенью на обучение в институте, в середине сентября собрался и приехал снова к отцу Ростиславу. Я вернул ему книги. А он спросил мое впечатление. Ему было также интересно, понял ли я что-нибудь из Мистического Богословия, на что я с гордым видом ответил, что конечно же мне это не составило никакого труда. Я рассказал ему о своем желании поисповедоваться и причаститься. Он спросил, когда я мог бы приехать и я совершенно не зная о таком совпадении назвал число, которое совпадало с великим праздником Воздвижения Креста Господня... как это было знаменательно, что именно в этот день меня Господь сподобил первый раз причаститься. У отца Ростислава я был не один. И одно из его духовных чад подсказало мне, что удобно было бы готовиться к исповеди с помощью маленькой тонкой брошюры "В помощь кающимся", которую он мне тут же и подарил. Вечернее богослужение накануне было продолжительным - более трех часов. Я стоял среди семинаристов в академическом храме. Неожиданный толчок в плечо сигнализировал мне о том, что надо взять переданную свечу и поставить на подсвечник. Делать я этого не умел, и, стоявший рядом семинарист, видя мою растерянность с довольно неодобрительным видом выхватил из моих рук свечу со словами: "Чё, не знаешь, что с ней делать?", и деловито поставил её на подсвечник, дав понять кто здесь свой, а кто чужой. Стоять было тяжело. Я все-таки не привык к таким стояниям и ждал когда же эта служба закончится. Потом отец Ростислав отвел меня на ужин и отправил на ночлег в паломническую гостиницу, рассказав, какое правило надо прочитать. А правило было не детское. Четыре канона и молитвы ко причащению при первой попытке заняли еще часа три. Спать я лег ближе к 12 часам. Я не знаю, было ли мне прежде так легко и хорошо, как после первой исповеди. Я был как в раю. А когда я причастился, радость переполняла меня как новорожденного ребёнка и чувство необыкновенной легкости, чистоты и свободы...
Сложности воцерковления
Отец Ростислав благословил меня причащаться каждые две недели, но не реже, чем раз в месяц и я старался следовать его благословению всегда, вплоть до принятия сана. Всякий раз, как надо было идти в храм , непонятная сонливость и даже какая -то болезненность начинали меня одолевать, а когда я заходил в храм, в голове звучала музыка, которую я слушал в миру, появлялись матершинные слова и прочие скверные помыслы, о которых даже страшно говорить. То, чего со мной ранее никогда не случалось. Это были первые искушения, то есть испытания которые посылает Бог тем, кто только начинает входить в церковь. Насколько ты тверд в своей вере, в своем выборе, в любви и верности Богу? И я преодолевал свою лень, расслабление и тащил себя против воли в храм. Но когда заканчивалась служба, было всегда необыкновенно легко и хорошо и помыслы успокаивались и душа становилась светлой и радостной...Но в студенческой общаге далеко не все поняли мой выбор. Звучали насмешки, тыкания пальцем. Впрочем далеко не всех, многие с интересом вступали со мной в дискуссию и даже уважали мой выбор. В институте даже удалось с согласия преподавателя по философии - агностика, как он утверждал, прочитать свою первую богословскую лекцию на тему "Доказательства бытия Божия." Позже я дал ему почитать "Душеполезные поучения аввы Дорофея", что его спровоцировало потом проверить меня на смирение. Смешно получилось. Но только я ему рассказал об отличии ложного смирения от смиренномудрия... Как-то утром идя в храм на службу, я держал в кармане четки и уличная собака, кинулась на меня с рыком, попытвшись укусить именно в эту засунутую в карман ...
НАЧАЛО СЛУЖЕНИЯ
В институт я поступил в 90 -м году. Все знают что это было за время. Дефолт, расстрел Белого Дома, Ельцин, бандитизм, безвластие. Я в это время решил быть поближе к церкви и немного подработать, чтобы выжить в эти голодные годы не бросая учёбу. Зайдя в храм Петра и Павла в Лефортово, я подошел к ласково улыбающемуся отцу Василию (Свиденюку) - ныне покойному, которому я изложил свое желание поработать в храме. Он довольно одобрительно к этому отнесся, уже видев ранее меня как верующего молодого человека, участвовавшего в богослужениях и бывавшего на причастии и сказал подойти к старосте - Петру Андреевичу (кстати и поныне там). Петр Андреевич, услышав о благословении настоятеля предложил мне устроиться дворником и сторожем в храм, на что я с радостью согласился. Первую дежурную ночь я провел с двумя другими сторожами. Это были мужчины советских годов образца "Ну что, граждане алкоголики, хулиганы, тунеядцы, кто хочет поработать?" Ночь мы проводили в домике, полном бесчисленным множеством тараканов и крыс.. После первого же дежурства я попросился попеть в левом хоре, что очень обрадовало Петра Андреевича и он даже предложил меня оформить дополнительно на должность певчего. И так, я начал свое непосредственное служение в церкви...
To be continuied....
Кто я такой?
Кто я такой? Я знаю, что один мой прадед был малороссом-крестьянином. Другий - казаком, служил в станице Мирная, что сейчас Алма-Аты кличется забывшими русский след в своей цивилизации казахами, а фамилия моя - Есипов - так звали основателя фамилии - дьяка Есипова - летописца подвигов казаков Ермака в освоении Сибири, давшего аристократический род потомкам. Так во мне и живут. Казак, казах, малоросс-крестьянин и великоросс- аристократ. И вам, врагам Святой Руси, ваше мнение обо мне - не указ. Я православный русский человек. Люблю Царя, чту Бога, и сокрушаю врагов Отечества! Но только тех врагов, кто с мечем к нам придет! А остальных терплю по-христиански, их Бог рассудит....
Священник Алекий Есипов
Автобиографию батюшки Алексия прочитал залпом. Удивительная история навеяла множество воспоминаний о своем пути ко Христу. Нашлись даже некоторые параллели и одна точка соприкосновения - в 90-х годах несколько дней жил в общаге МЭИ у друга-одноклассника. Хочется пожелать отцу Алексию "всего самого доброго", как говорил мой дед Лука. А.В.Шибитов
ОтветитьУдалитьСпаси Господи!Читала и вспоминала себя,хотя разница в годах!Понравилось!Ждем продолжения!
ОтветитьУдалитьСпасибо , Батюшка!! Как все таки хорошо , что Вы так просто и подробно рассказали о своем пути к Богу и служению.Спаси Вас , Господи!!!
ОтветитьУдалитьЗнаете отец Алексий, очень понравился Ваш рассаз о сложностях воцерковления. И я тоже испытаваю многие моменты, которые испывали Вы когда-то...Что-то будто меня удерживает и не пускает в храм. С наступающим Новым годом! Радости! Поклон из Чувашии.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Батюшка! Радостно и страшновато за такую открытость. Но, пожалуйста, пишите. И в ЖЖ тоже! Чем больше информации в свободном доступе, тем тем больше людей обращают внимание на то, что их может и не интересовало поначалу, но потом "зацепило". Пусть даже не каждый напишет в ответ или поставит "лайк", но... задумается. СПАСИБО.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Батюшка! Значит и со мной не всё потеряно...
ОтветитьУдалитьСпасибо, Батюшка! Значит и со мной не всё потеряно...
ОтветитьУдалитьСпаси Господь отец Алексей! За прекрасную работу в блоге. На таких священниках как Вы держится Православие, потому как Вас держит Сам Бог.
ОтветитьУдалитьСпаси Господь!!!
ОтветитьУдалитьСПАСИ ГОСПОДИ БАТЮШКА АЛЕКСЕЙ. ВЫ ТАК ШИРОКО РАСКРЫЛИ ПЕРЕД НАМИ СВОЮ ДУШУ. Я ТОЧНО ЗНАЮ КАКОЙ ТЯЖЁЛЫЙ ТРУД ВЫ НЕСЁТЕ. ПОЖАЛУЙСТА РАДИ БОГА ПОМЯНИТЕ НАС ГРЕШНЫХ ВАШИХ ДРУЗЕЙ ...ПУСТЬ И ВЕРТУАЛЬНЫХ. В СВОИХ МОЛИТВАХ. ХРАНИ ВАС И ВАШИХ БЛИЗКИХ ГОСПОДЬ.
ОтветитьУдалитьНизкий поклон вам батюшка на одном дыхании прочла и слава Богу за всё! С великой Пасхой ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!!!!! Спаси вас Господи!
ОтветитьУдалитьПрочла на одном дыхании о Алексей,спаси Господи,вы правы мысли которые приходят в голову когда приходишь в храм до банальности одинаковы,потому что хозяин у них один-противник христиан...Храни вас Господь и Пресвятая Богородица с великой Пасхой вас ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!!!
ОтветитьУдалитьДорогой батюшка! "Божественная комедия" Образцова и "Божественная комедия" Данте Алигьери - разные вещи!!! Вычеркните из биографии слова Алигьери и Данте, чтобы не давать повод троллям обвинить нас в литературной безграмотности. А Данте почитайте!
ОтветитьУдалитьИеромонах Иосиф.
Дорогой наш батюшка,как все верно представлено в вашем пути к Богу.Читала и вспоминала,что все(от агни-йоги до Рериховских обществ и Блаватской и т.п.)встретилось и на моем пути.И как лукавые мысли в духовной брани преследуют тебя ...И как слова песен моего пионерского детства по сей день звучат в голове, и призываешь скорее на помощь Иисусову молитву...Искренность и правда,,,так не хватает нам этого зачастую в нашем бушующем страстями мире...И дай вам Бог все преодолеть на вашем миссионерском пути...
ОтветитьУдалитьСпаси Господи, батюшка, что поделились с нами очень важной частью своего жизненного пути! Помогай вам Господи в нелегком деле служения, сил и здравия телесного и духовного!
ОтветитьУдалитьСпасибо батюшка! Вспомнила свой путь к Православию, и йогу прошла, и с Рерихами и Блаватской познакомилась. Эти игры с нечистыми духами привели к тому, что видела человека, как на рентгене, только в цвете, научилась владеть энергиями, гордыня начала зашкаливать, а закончилось тем, что старшая дочь пришла в храм на клирос, я потянулась за ней, но Бог поругаем не бывает, дочь трагически погибла, я потеряла семью, здоровье, работу, но нашла главное БОГА. Он проверял твёрдость моего решения, муж увёз младшую дочь в неизвестном направлении, полгода искали, с Божией помощью нашли. Истинно сказано, что Господь бьёт сына к нему приходящего, (за заблуждения). Мудрее педагогики на свете нет. Слава БОГУ за всё!
ОтветитьУдалитьА что же матушка детки?
ОтветитьУдалитьСпаси Господи, батюшка за интересные воспоминания из вашей жизни. Здоровья Вам, благополучия и Божьего благословения во всех делах.
ОтветитьУдалитьСпаси Вас батюшка, за душеполезное для молодых поколений, описание Вашей не простой автобиографии, это исинный путь к Богу в современном мире сегодня,является логическом смыслом для молодого поколения!
ОтветитьУдалитьСпаси господи Вас батюшка, за душеполезные для нас, Ваши воспоминания!
ОтветитьУдалитьУ каждого из нас есть свое Евангелие, написанное жизнью встреча со Христом! Восторг и радость! Перемены и искушения! Потом Голгофа...
ОтветитьУдалитьСлава Богу за Ваше мессионерское просветительство и за возможность внимать Вашему слову !
ОтветитьУдалить