«Введение в православную духовную традицию, культура и религия»
Здесь я бы хотел отметить несколько важных аспектов.
1. О внешнем и внутреннем. Фарисейство и законничество.
Традиция, культура это собственно проявление внешнего, которое само по себе не является самоценностью, если нет за ней внутреннего содержания. На протяжении практически всего Евангелия внешнее следование традициям при отсутствии внутреннего содержания осуждается Христом как фарисейство и законничество.
Очень живо эта тема раскрыта в притче о фарисее и мытаре:
два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошёл оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.
(Лк. 18:9-14)
Христос так же постоянно нарушал, по мнению фарисеев, субботу, совершая в этот день чудеса исцеления. Это Он делал намеренно, чтобы разрушить ложное представление о благочестии как о бездумном следовании традициям и правилам.
Так же можно вспомнить о том, как Христос ответил богатому юноше о наибольшей заповеди.
И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря:
Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?
Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:
сия есть первая и наибольшая заповедь;
вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;
на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.
Матф, гл. 22, ст. 35-46.
То есть вывод: все заповеди, все православные традиции, все каноны Церкви существуют и живут в контексте одной единственной заповеди: заповеди о ЛЮБВИ к Богу и ближнему.
2. Откуда берется любовь?
Детям понятна любовь к родителям, к братьям и сестрам. Если, конечно, у них семьи благополучные. Но, вырастая, они познают чувства ненависти, раздражительности, гнева, обиды, зложелательства и зависти, тех страстей, которые несовместимы с понятием «любовь».
Взрослый человек, если не следит за своим внутренним состоянием, прогрессирует в этих страстях. Эти страсти – это наше генетическое наследие от согрешившего Адама и называются они первородным грехом. Справиться с ними человек сам не в состоянии. Он может в какой-то степени удерживать их проявление, что приводит потом к психологическим проблемам: неврологии, психопатии и психосоматическим заболеваниям. Только в Церкви человек получает средства для преодоления этой глобальной проблемы человечества. Средства эти даются в благодатных Таинствах Церкви – крещение, исповедь и самое центральное – Причащение Святых Тайн, Таинство, в котором мы соединяемся с Самим Господом Иисусом Христом и получаем от Него силу к преодолению своих греховных страстей. Регулярная исповедь своих повседневных грехов и причастие Святых Христовых Тайн – это необходимое условие для спасения человека, его преображения, преодоления греховных навыков и стяжанию, то есть, приобретению этой важнейшей добродетели – ЛЮБВИ.
3. Православная культура и светская культура.
Секуляризированное атеистическое общество должно было создать некий суррогат, замену Христу, замену тому, что предлагает Христос в Своей Церкви, поэтому вечными ценностями были объявлены такие явления как культура, искусство как совершенно абстрактные понятия, вне зависимости от наполнения. Мы сейчас очень отчетливо видим, как этим манипулируют современные «художники», которые создали мир насилия, порнографии и кощунственных «творений», которые служат лживой пропаганде нечистоплотных политиков и идеологов, выполняя их маркетологические заказы. Существует даже такое понятие «Окна Овертона», когда с помощью таких деятелей в массовое сознание внедряется содомия, педофилия, зоофилия, каннибализм и откровенный сатанизм как явления вполне обыденные, имеющие место быть в обществе как проявления «демократических» свобод, «общечеловеческих» ценностей. И, когда наступает в обществе некое противостояние такой «культуре» и такому «искусству», то возникают гласы светских «морализаторов»: руки прочь от искусства! Не трогайте художника! И так далее.
4. Традиции, культура и Таинства Церкви.
Очень важно различать эти вещи. Таинства Церкви сами по себе не являются культурой или традицией. Это богооткровенные явления, они по сути неизменяемы, потому что являются средствами нашего непосредственного спасения, которые лучше поставить в особый ряд церковного бытия. Что входит в культуру Церкви – это храмостоительство, церковное пение, особенности праздников, иконопись, эпистолярное наследие, творчество православных писателей, художников, музыкантов и т.д.
Традиции могут быть разными в разных приходах, областях, поместных церквях, они могут трансформироваться, изменяться во внешних формах в соответствии с требованием местных условий, возможностей и менталитета, но Таинства Церкви неизменные везде, это незыблемая вещь.
5. О важности православной традиции.
Несмотря на то, что православные традиции изменяемы, следует уважать и чтить их людям, которые посещают местную общину. У нас есть даже такая пословица «в чужой монастырь со своим уставом не лезь». В этом тоже проявляется любовь, смирение и уважение. Потому что скандальность – это не христианское состояние духа. Кроме того, местные православные традиции создают определенный уклад жизни, преемственность поколений, которые в ходят в образ Отечества как ценного для православного человека понятия, потому что Отечество наше православное, с православными корнями многих поколений наших предков.
6. О соотношении языческих и православных традиций.
Очень часто от представителей протестантских сект слышны укоры Православия якобы в следовании каким-то языческим традициям, обычаям и обрядам. К примеру, называются такие явления как Масленица, куличи, пасхальные яйца, праздник Ивана Купалы и так далее. Во многом эти претензии связаны с элементарной безграмотностью. К примеру, праздник Ивана Купалы никогда не был языческим, этот день имеет чисто христианское происхождение – это день памяти пророка Иоанна Крестителя, яйцо, по преданию, было подарено равноапостольной Марией Магдалиной римскому императору как символ вечной жизни. В остальном Церковь просто акцептировала менталитет народов, где велась проповедь и замещала языческие праздники христианскими, наполняя их христианским содержанием. Как мы уже и говорили о том, что главное в Евангелии– не внешнее, а внутреннее содержание.
Комментариев нет:
Отправить комментарий