понедельник, 4 марта 2019 г.

«Подвижники земли Русской» лекция для преподавателей по ОПК


 1.     Что такое святость?
В собственном смысле святыми апостол Павел называет всех верных чад Церкви, которые освящаются благодатью Божией через участие в благодатных Таинствах Церкви и общении со Христом, от чего проистекает и их благочестивая жизнь. Но исторически в Церкви мы преимущественно называем святыми людей, которые сумели в течении своей жизни стяжать в себе дары Святого Духа, которые явственно проявились в их жизни прозорливостью, чудотворениями настолько, что они стали всенародно почитаемы и впоследствии канонизированы Церковью в лике святых С ЦЕЛЬЮ НАЗИДАНИЯ В БЛАГОЧЕСТИИ. Святые становятся маяками, примерами для нас, ориентирами в нашей духовной жизни.
Есть очень вредное заблуждение, что святость – это нечто недостижимое, не для нас, для каких-то людей с немыслимое силой воли, со сверхъественными способностями, данными от рождения. На самом деле, святыми не рождаются, святыми становятся и обязательным условием святости является пребывание в Церкви, общение в Таинствах, молитва, добрые дела во Христе и борьба со своими страстями через воздержание. Для этого помогает пост и молитва и, конечно, регулярная исповедь и причастие Святых Христовых Тайн. Тогда, борьба со страстями ведется более успешно.









2.     Почему мы почитаем святых и их мощи?
Мы постоянно со стороны сектантов подвергаемся критике за то, что поклоняемся мощам святых. В этом сектанты усматривают нарушение второй заповеди Десятословия и идолопоколонство.
Мощи святых мы почитаем потому что в их телесах прославляется Бог Своею благодатью, божественной энергией, которую святые сумели приобрести своей праведной жизнью. Такой пример мы видим даже в Ветхом Завете, когда от святых мощей пророка Елисея воскрес мертвый. Еще более чудес от мощей святых засвидетельстованы за всю историю Церкви. Возможно, таких случаев сотни миллионов, но зафиксировано их думаю не меньше нескольких тысяч. Кроме того, верующие осязательно чувствуют присутствие Божественной благодати в мощах святых. Мы не почитаем святых за богов, как язычники, мы почитаем Бога, присутствующего в их мощах своей благодатью. И мы обращаемся в своих молитвах к святым не как к Богу, а как к молитвенникам за нас перед Богом. Они слышат наши молитвы и молятся за нас. Поэтому эта критика необоснованна и неверна.

3.      Что такое подвижничество?
Подвижничество или аскетизм – это благочестивые упражнения, через которые человек приобретает святость. Состоит оно в воздержании от удовольствий, от греха, вольном или не вольном терпении скорбей, самоотверженном доброделании и служении ближним. При этом человек должен быть в общении со Христом в Церкви через Ее спасительные Таинства. Подвижничество прямо противоположно тенденциям современности к комфортному, безпечальному существованию. В комфорте страсти человека прогрессируют и таким образом человек погибает для вечности.
4.     Какие виды подвижничества и святости бывают на примере русских святых?
Мученичество – это когда христианин претерпевает мучения и смерть ради Христа. То есть, когда его убивают именно потому, что он христианин.
Первыми мучениками на Руси были боярин Федор, состявший в дружине князя и его сын Иоанн, сожженные заживо в Киеве язычниками фактически на глазах у князя Владимира

Страстоте́рпцы — это святые, принявшие мученическую кончину от злодеев не как от гонителей христианства, по ненавистничеству ко Христу, но в силу иных мотивов, в силу их злобы и коварства. Подвиг страстотерпчества можно определить как страдание за исполнение Заповедей Божьих, в отличие от мученичества — которое является страданием за свидетельство веры в Иисуса Христа (веры в Бога) во времена гонений и при попытках гонителей заставить отречься от веры. Этим именованием подчёркивается особый характер их подвига — беззлобие и непротивление врагам, смирение перед Промыслом Божьим, что соответствует заповедям Иисуса Христа

Первыми канонизированными русскими святыми были благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (†1015).

Также прославлены как страстотерпцы  св. великий князь Игорь, принявший монашество с именем Гавриил, убитый киевлянами, опасавшимися за власть своего ставленника, и благоверный князь Тверской Михаил Ярославович, оклеветанный перед ордынским ханом своим племянником, добровольно поехавший в Орду и с крепкой верой принявший страдальческий путь.

В 2000 году Русской Православной Церковью были канонизированы в лике страстотерпцев благоверный царь Николай Александрович и его семья.

Исповедники – святые, прославляемых Церковью за открытое исповедание своей веры в Христа во время гонений; к числу исповедников причислялись те христиане, которые, претерпев мучения, остались – в отличие от мучеников – в живых. Чаще всего исповедниками становились православные во времена гонений от еретиков. На Руси больше всего исповедников и мучеников появилось в годы гонений от большевистской власти.
Блаженные  - это святые, которые приняли образ безумства, чтобы скрывать свои духовные дары и ограждаться от тщеславия, потому что такие люди подвергались общественному высмеиванию и поношению. Святость этих людей удостоверялась особыми дарами прозорливости и чудотворений. Люди, которые покровительствовали блаженным, замечали успех в своих мирских делах.
Чем, чем а блаженными Русь богата. Это связано с тем, что простой народ был особо набожен и благочестив. На Красной площади у нас стоит храм Василия Блаженного, ближе к нам по времени блаженная Ксения Петербуржская и Матрона Московская. Народ со временем стал почитать блаженных, поэтому многие ими притворялись и этим спекулировали, что в-общем то привело к тому, что этот подвиг перестал быть актуальным. Подвиг присущ более периоду начала расцвета Православия в государстве, и становится более неактуальным в периоды отступления и гонений, потому что для того, чтобы подвергаться высмеиванию, достаточно быть просто верующим, и притворяться безумным нет необходимости

Благоверные князи и княгини – святые русские князья, которые много потрудились над распространением и укреплением и защитой Православной веры и благочестия в государстве Российском. Первый из них – равноапостольный князь Владимир. Нам всем известны такие русские святые как Михаил Тверской, Александр Невский, Дмитрий Донской.

Преподобные – это святые, которые стяжали святость в подвигах монашества, в личной аскезе. На Руси великое количество таких святых. Преподобные Сергий Радонежский, Серафим Саровский, оптинские старцы, Валаамские, Соловецкие чудотворцы, преподобные Киево-Печерской Лавры, которые никогда себя не называли украинцами, но всегда почитались как исконно-русские святые и множество других святых отцов

Праведные – это святые, которые прославились благочестием, пребывая в благочестивом супружестве. Более всего нам известен праведный Иоанн Кронштадский и Алексей Мечев.

#православие #рпц  #атеизм #алексийесипов #ответысвященников #опк #святость #русскиесвятые


Комментариев нет:

Отправить комментарий