суббота, 27 февраля 2021 г.

ПРАВОСЛАВНЫЙ И СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ СЦЕНАРИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСКУШЕНИЯ, ПОДРОСТКИ И ДЕТИ

    Was dich nicht totet, macht dich starker F. Nietzsche 
     Все, что нас не убивает, делает нас сильнее Ф. Ницше 


     1.ЧЕМ ОПАСНЫ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ ДЛЯ ПРАВОСЛАВНОГО ЧЕЛОВЕКА 

 Мы можем говорить не о социальных сетях как таковых, а о коммуникативных сферах жизни человека и об искушениях, связанных с его социальной, коммуникативной и информационной активностью. Все эти элементы в той или иной мере присутствовали в жизни человека всегда. И соответственно искушения, связанные с этими сторонами жизни были всегда. Единственное отличие в том, что некоторые аспекты этой активности стали более доступны, приобрели некие трансформации и формы, которые гиперболизировали возможности самовыражения в определенном смысле, поэтому возможность искуситься и искушать, соблазниться и соблазнять увеличилась я бы сказал многократно. Искушения все те же, мы даже можем попробовать из сформулировать и перечислить, это: Ложь, соблазн, клевета, введение в заблуждение, вхождение в заблуждение, манипуляция сознанием, разврат, вербовка в секты, расколы, политические группы, культ нарциссизма, тщеславия, выражение самых негативных и саморазрушительных эмоций, поскольку можно все делать анонимно. Это что касается искушения личностного характера, есть еще аспекты социального и политического плана, но в нашу задачу сейчас это скорее всего не входит. Кроме того, интернет создает некую комфортную для нашего падшего естества виртуальную реальность, погружаясь в которую, человек становится интернет зависимым так же ка наркоман или алкоголик. Он уже не представляет своей жизни без это виртуальной реальности. Для многих это становится единственным местом, где они могут чувствовать себя комфортно, практически самой важной частью их жизни. Для того, чтобы эти искушения погубили нас, мы, конечно должны уметь их видеть во первых, и преодолевать с пользой и для себя и для тех, с кем мы входим в коммуникацию во вторых. Не все способны к этому, поэтому я вполне предполагаю, что есть определенный вид людей, кому пребывание в виртуальном пространстве резко противопоказано. Пользование социальными сетями, к примеру, детьми, если и невозможно исключить совершенно, то необходимо должны контролируемыми со стороны родителей. Мы видим, как легко создаются в соцсетях детские и молодежные группы деструктивного характера, склоняющие детей и молодежь к самоубийству, асоциальному поведению и манипулируя ими в политических играх. 

         2. КАК ВЫБИРАТЬ ИНФОРМАЦИЮ? 

 Простыми – словами – как отбирать содержание или как модно сейчас говорить – « как фильтровать контент» С одно стороны казалось бы простой вопрос. С другой стороны – это очень непростой вопрос. Прежде всего, нам надо определиться с целями. С какой целью мы используем интернет и социальные сети. Цели могут абсолютно разные. Они разнообразны так же как и сферы человеческой деятельности и человеческих увлечений – от кулинарии, музыки, кино, техники, строительства до религиозных и политических движений и сект. Так и по позиции пользователя интернета. Вы можете быть просто потребителем контента, - зайти почитать житие святого или главу их евангелия или послушать проповедь и даже помолиться на трансляциии богослужения. Вы можете создавать свой контент, сайт, блог, писать статьи и выкладывать видео на различные площадки. Вы можете заниматься просвесительской и миссионерской деятельностью. Интернет предоставляет широчайшую гамму потребительских запросов и предпочтений. Каждый человек в соответствии со своей индивидуальностью может найти там практически все. В общем и целом, это вопрос социально-личностного конструкта данной личности. Ну вот, казалось бы и просто – задавай поисковиком нужные тебе темы, заходи на нужные тебе группы и форумы и находи нужную тебе информацию, общайся с людьми по своим интересам – красота, да и только. Но что у нас получается на практике. Православный человек регистрируется в соцсетях и откуда не возьмись к нему набегают, причем сами, казалось бы те же самые православные люди, все такие с иконами, цитатами, ссылками на интересные публикации и православных блогеров, священников и архиереев. Приглашают тебя в православные группы, а почему бы туда и не зайти и не пообщаться с единоверцами? И тут начинается самое «интересное». Человек видит потоки информационной грязи, направленной против патриарха и священноначалия, приходов и священнослужителей. Если человек подготовлен и грамотен, и может возражать и разоблачать этот информационный троллинг, то его сразу вычисляют и заносят в черный список, а если нет, то все это кончается разрывом с Церковью и духовной смертью. При этом в этот антиклерикальный поток вливаются , к огромному сожалению, и некоторые священнослужители и даже порой и архиереи. Эти персоналии вполне знакомы тем, кто активно пользуется православным сектором интернета. Поэтому, я бы не рекомендовал православному человеку без должной базы вообще соваться в православные группы и создавать вокруг себя круг «православных» друзей незнакомцев, которые будут Вам как бы «случайно» и «по-дружески» присылать манипулятивные фейковые материалы. Неграмотному и неподготовленному человеку, который рассматривает свое присутсвие в интрнете как просто потребление контента, я бы советовал ограничится небольшим списком информационных официальных ресурсов Русской Православной Церкви и Ее приходов. Для тех, кто желал бы заниматься миссионерством и апологетикой в социальных сетях, я уже десять лет назад разработал методику, по которой можно во-первых – освоить базовые теоретические основы Православной Веры со всеми ссылками на материалы с официальных ресурсов, во- вторых, эффективно вести миссионерскую и апологетическую деятельность в соцсетях, ссылки на эти ресурсы Вы можете разместить под записью нашей трансляции. 

         3. Если оскорбляют Церковь и Бога. Спорить или нет. 

        По этому поводу я бы хотел Вам процитровать цитату из письма священномученика Киприана Карфагенского некомему Деметриану. Сщмч. Киприан Карфагенский Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему Брань твою, Деметриан, и часто изрыгаемые из святотатственных уст твои нечестивые хулы на Бога, Который есть один и истинный, я презирал, почитая более приличным и лучшим отклонить молчанием невежество заблуждающегося, чем, отвечая безумному, вызывать наглость. И делал я это не без повеления Божественного. В Писании сказано: В уши глупого ничего не говори, чтобы он не насмеялся над разумными словами твоими (Притч 23:9; LXX). И еще: Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему (Притч 26:4). Кроме того мы помним заповедь Спасителя о том, что нельзя давать святыню псам и метать жемчуг перед свиньями, то есть людьми, неготовыми и неспособными на данном этапе их личностного развития воспринять евангельское учение. Поэтому ни в споры, ни, не дай Бог, в самооправдание, вступать нет нужды. Но по ситуации информационных фейков, все же я считаю, было бы полезно постить на разоблачающие материалы, не вступая в личные споры. Допустим нам известны совершенно гнусные карикатурные материалы в формате так называемых демотиваторов, вполне можно вставить такой же антидемотиватор или статью разоблачающую данные пасквиль враждебно настроенных оппонентов. 

         4. КАК ВЕСТИ БЛОГ 

         Я не считаю себя успешным блогером, чтобы что то советовать, У меня не так много подписчиков, как у некоторых отцов, но раз Вы спрашиваете моего мнения, то конечно, тут надо прежде разобраться с искушениями блогерства, а потом говорить о его формах. Это достаточно новая тема для церковного сознания и она еще только формируется, но тем не менее, уже сформировалось определенная система понятий, в частности, об этом несколько раз уже даже высказывался Святейший Патриарх: Я для себя лично отмечаю, что 1) ХАЙП Количество лайков и подписчиков является хотя и желательным, но неприоритетным аспектом православного блогера. В связи с этим не надо непременно идти за хайпом, связанным с различными скандалами, если есть ресурсы, которые достаточно грамотно разбираются с этими вопросами – вот в последнее время достаточно радует апологетическая активность телеканала Спас, но, тем не менее хайп, который создается автоматически по насущному вопросу широкой аудитории является автоматическим приложением, но не самоцелью, если адекватный ответ еще не был нигде сформирован. Некоторые правоcлавные блогеры, к сожалению, даже православные священники в вопросах хайпа проявляют недопустимую нечистоплотность. Я, к примеру, наблюдал как один батюшка, блогер, написал пост в поддержку Навального, тут же к нему набежали подписчики: ух, ты какой батюшка молодец! За нас! Продвинутый, настоящий и так далее, потом он этот пост стер очень быстро, как только закончился поток. Подписчики остались. Так он проделывал очень много раз, вот например писал пост, осуждающий отца Дмитрия Смирнова за его высказывание о бытовой проституции. Та же самая история. Он этот пост стер, а потом ходил хвалился, сколько у него подписчиков в инстаграме. Дело в том, что раскрутка каналов в интернете происходит очень часто искусственно по заказу тех или иных политических и антиклерикальных сил. Самый простой способ подняться – это создать негативный контент о Церкви и этим пользуются многие нечистоплотные блогеры, в том числе, к сожалению и некоторые священнослужители. Кроме того, это священник позволяет себе цинично отшучиваться на больные вопросы людей, не пытаясь им помочь реально создавая себе имидж некоего такого батюшки остряка, который сыплет остроумными как он считает шутками, зачастую более обижая отталкивая таким отношением людей от церкви. Аудитория для такого священника становится не более чем как средство для собственного хайпа и накрутки своих блогов, а не ответом на реальные запросы общества. 2) КОНТЕНТ Здесь большой простор творчеству с одной стороны и разумных ограничений с другой. Не все себе может позволить в своих блогах православный священник и вообще православный блогер, это всем понятно. Думаю нет смысла перечислять недопустимые вещи. Блогеру надо создавать интересный, качественный контент на хорошем техническом уровне, следить за тенденциями и сообразовываться с ними. Сейчас очень популярны стримы, почему бы и не проводить трансляции для своих подписчиков. По возможности, лучше избегать политиканства даже на самых православных державных и патриотических позициях, не говоря уже о всех остальных. Политические темы отталкивают от Церкви людей из другого лагеря политических позиций, а это не очень хорошо. Но в тоже время миссионерский блог должен сообразовываться с НАСУЩНЫМИ ВОПРОСАМИ И ЧАЯНИЯМИ ЛЮДЕЙ, затрагивая именно эти вопросы, которые волнуют людей в данный момент. Для этого должна быть обратная связь и общения с аудиторией, чтобы люди могли обращаться со своими вопросами. Цель любой миссии одна – приведение людей в храм к Таинствам исповеди и Причастия, потому что никто лучше, чем Сам Наш господь не сможет помочь людям в их проблемах, прежде всего внутренних, а затем уже и внешних. 

         5. ЧТО ДЕЛАТЬ С ОТБИВШИМИСЯ ОТ РУК ПОДРОСТКАМИ 

         Каждая ситуация в семье индивидуальна, но есть некие общие места, на этот вопрос нельзя дать однозначного ответа. Прежде всего мы упускаем подростков потому, что терем с ними внутреннюю связь, происходит это из-за того, что мы перестаем быть авторитетами для своих детей. Мы упустили очень важный период в своей жизни – это самовоспитание с помощью своих детей. Дети нас по сути должны мотивировать на нравственное и духовное развитие, потому что мы должны быть примером для детей. В жизни же все происходит совершенно по разному, но именно так очень в редких случаях, если вообще происходит. Об этом собственно никто не думает. Проблема не в интернете как таковом, раньше роль интернета исполняла дворовая компания, которая учила подростка «всему плохому», и кстати еще неизвестно, где последствия оказывались более плачевными. Мы теряем своих детей, потому что 1) Не поддерживали с ними связь, мало уделяли им внимания и мало с ними общались, мало интересовались их внутренним миром и интересами. Мы были заняты собой: сериалами, соцсетями, пьянками, гулянками так далее 2) Мы не подавали им пример собственной жизнью, не удержали свой авторитет и потеряли свое влияние на них Что делать 1) Больше общаться с детьми в неформальной обстановке 2) Хороши бы, если бы дети нашли себе какое то хобби помимо учебы, чтобы у них не оставалось свободного времени на остальное. Денег нет, а время есть и в гости некуда пойти. И наконец самое важное: Ребенок имеет огромную вероятность встретиться с критикой Христианства, Православия и Церкви с интернете. Ее там очень много и она преподаются в достаточно агрессивных и гнусных формах. Мы просто обязаны быть готовыми дать ответы на это критику. Именно для этого я и создал свой блог. Кто не подписался, подписывайтесь на мои блоги и изучайте их содержания. Практически на все современные формы антиклерикальной критики ответ сформирован.

Комментариев нет:

Отправить комментарий