суббота, 17 октября 2015 г.

Дискуссия с агностиками.



Первым «живым» агностиком, с которым я повстречался, был учитель философии в институте. На его занятия я ходил немного вызывающе, просто прослушивая материал без записи. В то время я перелопатил огромное количество литературы по философии и религии и слушать начальный курс философии мне было просто интересно как повторение уже известной мне информации, ну сдавать то все равно придется. Преподаватель был молодой и креативный, со своеобразным чувством юмора и, заметив, что я ничего не записываю, спросил: «что, на корочку пишите?». «Ну да», - ответил я, - «материал знакомый». Позже мы разговорились на какой-то вопрос я предложил ему почитать «Душеполезные поучения аввы Дорофея», которые были прочитаны мною совсем недавно и произвели определенные впечатления. Надо сказать, что я купил эту книгу… где, не догадаетесь. В фойе самого либерального по тем временам советского института, моего института – МЭИ. Я предложил ему так же сделать доклад по теме «Доказательства существования Бога», после которого, он несколько коряво пытался его прокомментировать, путая термин «телеологическое» с «теологическое». Суть его критики заключалась в том, что доказательства эти достаточно спорны, хотя и логичны и имеют место быть. Один из моих однокурсников, всерьез озадаченный, потом мне признавался. Он подошел к преподавателю и спросил его, а что он сам то думает: «есть Бог или нет?», на что тот ответил неопределенно: «Вполне может быть, обратного никто не доказал». Однокурсников своих я в тот момент удивил по серьезному. «Ударился в религию», - шептали они за спиной, хотя, надо сказать, многие относились с интересом и уважали. Я помню мы целыми вечерами спорили, дискутировали со многими из них. И не было никакого негатива, все были доброжелательны и настроены по-братски. Из моих бывших однокурсников некоторые стали ходить в храм, правда несколько позже.  В наше время агностицизм – это прерогатива людей интеллигентных, образованных, ищущих и сомневающихся и поэтому дискуссия с ними может строится только на их уровне. И главное условие успешной дискуссии – их интерес и даже я бы сказал симпатия к Вам как к личности. Пока этого нет, то успех  дискуссии весьма сомнителен.
От чего должна строится дискуссия.
 Прежде всего от живых вопросов и интересов собеседника. Здесь неплохо было бы рассказать нечто интересное и убедительное, разрывающее шаблоны уже известных нам стереотипов светской публики относительно веры в Бога и Церкви. Вот, к примеру, я, когда служил в армии с однокурсниками, вечером им что-нибудь рассказывал. К, примеру, о том, чем отличается психически больной человек от бесноватого, рассказывал им про отца Германа в Лавре. И в этом простом рассказе у людей складывалось понимание того, что в Церкви действует особая сила, которую боятся демоны…
Собственно, переходим к проблематике восприятия. Русский агностик – это почти верующий человек. И ему надо дать пищу для ума. Факты, которые заставляют задумываться. Для него важны аргументы из области логического осмысления. В отличие от атеиста, агностик никогда не будет упираться в определенную точку зрения. Для него существует спектр мнений, из которых какие-то могут быть более вероятны. Это культура академического мышления, свойственная контингенту людей, прошедших хорошую высшую школу образования.
Что такое агностицизм.
Агностицизм – а – гнозис – не знание. Агностик в переводе на русский – незнайка. Агностик утверждает, что истина относительна, дорог к Богу много, и само понятие Бог может интерпретироваться по-разному. Агностик склонен к космополитизму и синкретизму, то есть мнению о том, что все религии спасительны, надо только их правильно интерпретировать. На этом этапе нам необходимо с ними говорить о сравнительном богословии в соответствии с их уровнем знания. Среди агностиков часто встречаются симпатизирующие восточным религиям – индуизму, буддизму.  Некоторые увлекаются теософией Рериха и Блаватской и определяют Бога как Высший Разум.
Высший разум – это не личность. Как может быть разум без личности?
Агностики как правило не знакомы с Православием и наша задача заключается в том, чтобы их с Православием познакомить и развеять бытующие стереотипы.
Их следует познакомить прежде всего с понятием Бог. Поверьте, для них это будет неожиданностью.
Затем им надо рассказать о проявлениях духовного мира в Церкви на конкретных и проверяемых примерах – многие из них знакомы с духовным миром и признают его существование.

И собственно провести ненавязчиво катехизическую беседу, когда их интерес и внимание буду достаточно разогреты.

Комментариев нет:

Отправить комментарий