суббота, 5 декабря 2015 г.

Миссия среди мусульман в России


Я не ставлю себе задачу изложить все тонкости сравнительного богословия Православия и мусульманства. Этим каждый может заняться индивидуально в меру своих возможностей, талантов и интереса. Для меня важно сейчас изложить некоторые психологические аспекты миссии.

Для этого надо определить некое среднестатистическое восприятие среднестатистического мусульманина, живущего рядом с нами в России.

Как правило, в основной массе, мусульмане в России такие же в кавычках как и православные в России. То есть, они не знают Корана, не читали житие пророка Мухаммеда, и о мусульманстве у них есть только то общее представление, которое они услышали от родителей, от муллы и от единоверцев. Поэтому для меня неудивительно, что среди мусульман встречаются люди с экуменическим мировоззрением, так же как и среди наших православных в кавычках.

Мусульманство воспринимается этими людьми как их социокультурный код, ни более, и менее. Они не пришли в мусульманству в процессе духовных поисков, внутренней работы над собой, они просто родились в мусульманской среде.

                Чего следует избегать при дискуссии с мусульманами – так  это прямой критики их пророка Мухаммеда, примеров из его жизни, разоблачающих благочестивость и соответственно близость к Богу. Они это воспримут как мы воспринимаем кощунство. Миссионер должен соблюдать тактичность. Мы должны знать его житие, но не надо нам его пересказывать мусульманам. Для них пророк священен, и любая критика, даже самая доказательная и аргументированная не приведет к должному результату, поэтому лучше предлагать самим вдумчиво перечитать его житие из разных источников, проанализировать, подойти объективно. Прочитать жизнь Иисуса Христа – и сравнить как жил тот и другой, чему учил тот и другой, какой пример подавал тот и другой пророк.

                Еще следует избегать плоскости спора на базе грехов верующих. Они любят вспоминать крестовые походы, инквизицию, истребление индейцев и прочие акты массового террора со стороны христиан, особенно в ответ на воспоминания о мусульманском терроризме и фактической кровавой истории распространения Ислама. Здесь можно сказать о двух аспектах – у нас одна вера – Православная, а на примере Российской Православной Империи мы наблюдали пример широчайшей веротерпимости православной веры по отношению к населяющим Империю мусульманских народов. Эта традиция продолжилась в годы советской власти и в постсоветский период. Второй аспект – нельзя судить о вере о грехам ее адептов, следовали бы судить о вере во-первых – по их основателю – Христу и Мухаммеду. Чему учил тот и другой и
какой пример тот и другой подавал, какой образ святости или наоборот явили самые яркие представители той или иной религии. «По плодам их узнаете их». Как только начинаются аргументы про плохих христиан – сразу приводите эти контраргументы и предлагайте изучение и сравнение.

                На бытовом уровне каждый мусульманин знает, что он мусульманин прежде всего потому, что он единобожник. Единобожие – самый главный вероучительный аргумент мусульманства. На их критику христианства, которое они обвиняют в многобожии можно сказать, что это неправда и эта ложь является продуктом пропаганды. Православие проповедует единобожие и только его, Троица – это не Три Бога, это Единый Бог в трех ипостасях. Почему в Коране Аллах называется многочисленными именами? Получается по этой логике мусульмане еще большие многобожники?



                На чем следовало бы остановиться по подробней – так это на личности Христа, учении о Церкви, учении о благодати и спасении. Это является наиболее благодатной почвой в миссии.

Христос у мусульман – не Бог, а просто пророк. Поэтому надо рассказать об этой принципиальной разнице. Надо рассказать во всей полноте о том, как исповедует Церковь Христа.

То же самое о Церкви и благодати. Здесь есть очень замечательный момент, который заключается в том, что мусульмане в России так или иначе чувствуют силу в Церкви, поэтому они нередко приходят к нам, просят освятить, ставят свечки. Для них учение о благодати откроет Православие с совершенно неожиданной и консонирующим их ощущением стороны.

Учение о благочестии так же может иметь миссионерское значение. Благочестие мусульман сводится в большое степени к обрядовости, в нем нет той борьбы с грехом, которую мы видим на примерах хрситианского благочестия, Коран зачастую поощряет ложь, лукавство, обман и даже убийство, оправдывая это понятием о джихаде, которое может толковаться по разному и, в зависимости от этого либо провозглашается священная война со своими грехами, либо со всеми неверными, то есть с теми, кто не исповедует ислам – именно поэтому мы видим столько радикальных течений в исламе. Рассказать им о православном учении о благочестии, принципах борьбы с грехом и значении при этом благодатного действия Таинств в Церкви, чего нет у мусульман.

При проявлении агрессии миссия невыполнима - прекращайте всякую дискуссию, вас никто слушать не будет. Не поддавайтесь на провокации и не отвечайте на агрессию агрессией. Просто прекращайте дискуссию

Бог в помощь, братья и сестры!

1 комментарий:

  1. Спасибо огромное, всё это, несомненно, пригодится нам, поскольку и в интернете, и в жизни мы теперь часто сталкиваемся с мусульманами. На ОК они даже заходят в православные обсуждения и часто это кончается конфликтом. Будем учиться разговаривать с иноверными, еще раз спасибо!

    ОтветитьУдалить