В смысле не то, что их там вообще нет, а почему они не висят с такой же статистикой наравне с иконами Святителя Николая, преподобного Серафима Саровского, преподобного Сергия Радонежского или даже блаженной Матроны? Разве апостол Павел менее свят, чем эти святые. Ведь он первый среди апостолов! Он больше всех потрудился в деле проповеди среди язычников, был образованным, интеллектуально развитым и в тоже время святым человеком! Почему же такого великого поистине апостола не почитают так, как вышеперечисленных святых? Это что? Картельный коварный сговор церковников? Это они навязывают массам верующих кого лучше почитать?.... Такие недоуменные вопросы я сегодня услышал от своего чада... Поверьте, она не тролль, она ищет правды и справедливости.
Для того, чтобы ответить на этот вопрос нужно задуматься о том, как формируется состав храмовых икон, развешанных по стенам храма. Здесь есть две видимые составляющие: это соображения настоятеля и предложения прихожан. Что касается первого, то настоятель, по всей видимости, будет в первую очередь размещать иконы чтимые в данном храме, данной местности. Во вторую очередь он будет сообразовываться с духовными запросами людей и вывешивать иконы наиболее востребованных святых. Именно поэтому в первом списке и идут наиболее почитаемые иконы Божией Матери, святитель Николай, преподобный Серафим Саровский, блаженная Матрона и так далее. Вторая составляющая складывается из того, что может быть предложено жертвователями и благоукрасителями храма - то есть дарственные иконы. И, если существует возможность и место благоудобное и приличное к размещению этих икон в храме.
Теперь давайте разберемся. Почему такая "несправедливость" с апостолом Павлом. Нет никакой несправедливости. Уровень святости напрямую не связан со степенью почитаемости и молитвенной востребованности того или иного святого. Сам Господь зачастую творит милости больше не Сам, а через святых. Здесь нужно скорее исследовать почему духовная активность людей связана с теми или иными святыми. И здесь я думаю, это мое личное предположение, что наряду конечно со святостью степень почитания связана с объективными психологическими причинами. Человек выбирает себе святого "близкого по духу". У нас в храмах очень много женщин пожилого возраста - огромный ажиотаж вокруг почитания блаженных стариц. Народ большей частью простой - им ближе образ простых. Народ любит свое, родное - почитание наших великих русских святых. Доброта и милосердие святителя Николая притягательна, история его жизни ярка и поучительна. Апостол Павел же мог бы стать святым интеллигентных, образованных людей, каковым он был сам. Я уверен, как только процент таковых будет больше, процент икон с апостолом Павлом в храмах тоже увеличится. Конечно и Святитель Николай был образованнейшим человеком, но запомнился он не этим. Господь дает каждому по его духовному запросу нужное именно ему. Список икон в храме - это некая усредненная интеграция общих духовных запросов. Вот и весь принцип.
Для того, чтобы ответить на этот вопрос нужно задуматься о том, как формируется состав храмовых икон, развешанных по стенам храма. Здесь есть две видимые составляющие: это соображения настоятеля и предложения прихожан. Что касается первого, то настоятель, по всей видимости, будет в первую очередь размещать иконы чтимые в данном храме, данной местности. Во вторую очередь он будет сообразовываться с духовными запросами людей и вывешивать иконы наиболее востребованных святых. Именно поэтому в первом списке и идут наиболее почитаемые иконы Божией Матери, святитель Николай, преподобный Серафим Саровский, блаженная Матрона и так далее. Вторая составляющая складывается из того, что может быть предложено жертвователями и благоукрасителями храма - то есть дарственные иконы. И, если существует возможность и место благоудобное и приличное к размещению этих икон в храме.
Теперь давайте разберемся. Почему такая "несправедливость" с апостолом Павлом. Нет никакой несправедливости. Уровень святости напрямую не связан со степенью почитаемости и молитвенной востребованности того или иного святого. Сам Господь зачастую творит милости больше не Сам, а через святых. Здесь нужно скорее исследовать почему духовная активность людей связана с теми или иными святыми. И здесь я думаю, это мое личное предположение, что наряду конечно со святостью степень почитания связана с объективными психологическими причинами. Человек выбирает себе святого "близкого по духу". У нас в храмах очень много женщин пожилого возраста - огромный ажиотаж вокруг почитания блаженных стариц. Народ большей частью простой - им ближе образ простых. Народ любит свое, родное - почитание наших великих русских святых. Доброта и милосердие святителя Николая притягательна, история его жизни ярка и поучительна. Апостол Павел же мог бы стать святым интеллигентных, образованных людей, каковым он был сам. Я уверен, как только процент таковых будет больше, процент икон с апостолом Павлом в храмах тоже увеличится. Конечно и Святитель Николай был образованнейшим человеком, но запомнился он не этим. Господь дает каждому по его духовному запросу нужное именно ему. Список икон в храме - это некая усредненная интеграция общих духовных запросов. Вот и весь принцип.
Дело не в образованности Павла. Ведь и других Апостолов также не развешивают по стенам, но зато они занимают своё почётное место в Иконостасе.
ОтветитьУдалить