пятница, 13 марта 2015 г.

Мысли о порядке Святого Причащения для мирян

Мысли о порядке Святого Причащения для мирян, а так же связанной с этим миссионерской деятельности в условиях многоклирного прихода в городских условиях большого мегаполиса.

От священника Алексия Есипова, клирика храма Святителя Иннокентия, митрополита Московского в Бескудникове по благословению священноначалия.

Принципы причастия должны согласовываться с двухтысячелетним опытом Церкви с одной стороны и особенностями современных условий с другой.Исходя из этого по благословению священноначалия делюсь своими соображениями.

1.       Оставить возможность духовникам регулировать духовную жизнь чадам, а не наоборот. Закладывая жесткие правила в либеральности отношения к Причащению создается широкая возможность разобщения в церковной жизни. Когда духовник видит неполезность причащения для человека, его неготовность, а мирянин начинает ему указывать на новосозданные правила и шантажирует жалобами священноначалию.

2.       Если эти правила создаются, то необходимо все-таки давать их в виде рекомендаций, оставляя власть духовнику, данную ему через Таинство Священства от апостолов по слову Спасителя: «аще оставите кому грехи, оставится им, аще ли держите – держатся».

3.       Правила давать как принципы, к которым хорошо бы стремится, но конечный результат может зависеть от частного духовного состояния и особенностей жизни духовных чад.

4.       Не должно быть нот принудительности. Все должно носить рекомендательный, а не обязательный характер. Насилие всегда будет только отталкивающим фактором с печальными последствиями.

5.       Принцип общий – хорошо причащаться чаще, но не всегда это бывает полезным, если человек теряет страх Божий.

6.       Я бы рекомендовал причащаться не реже чем раз в месяц, а чаще – по благословению духовника – как это всегда было в практике духовников Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

7.       Если приход многочисленный и нет возможности исповедовать многочисленных прихожан накануне Пасхи – то причащать всех, кто исповедовался и причащался в течение Великого Поста и по ситуации – во время Светлой Седмицы. То же самое и на Рождество и Святки.

8.       Поста в Светлую Седмицу и на Святки и другие сплошные седмицы не держать перед причастием – только вечером воздерживаться от мяса и спиртного.

9.       По поводу исповеди на Литургии на многоклирных и многочисленных приходах, если нет такой возможности, не прекращать проведение исповеди и после Херувимской. Миссионерский подход заключается в большем внимании к невоцерковленным людям, а в наше время в храм заходят много таких невоцерковленных людей, с которыми необходимо проводить катехизаторскую миссионерскую и просветительскую работу.  В связи с этим хотелось бы порекомендовать проводить эту работу во время пасхальных служб, в Великую Субботу во время освящения куличей и пасох, во время раздачи воды на Богоявление. В эти дни особенно много людей приходит, которые позиционируют себя православными, но не понимают необходимости участия в Церковных Таинствах, исповеди и причащении. Здесь беседы с народом могут проводить как священники, так и приходские катехизаторы.

10. Проводить исповедь  перед праздниками накануне вечером на всенощных бдениях, как об этом уже было указано священноначалием неоднократно.

11.   Во всех остальных случаях причастие необходимо совмещать с исповедью.

Комментариев нет:

Отправить комментарий