Мысли о порядке Святого Причащения для мирян, а так же связанной с этим миссионерской деятельности в условиях многоклирного прихода в городских условиях большого мегаполиса.
От священника Алексия Есипова, клирика храма Святителя Иннокентия, митрополита Московского в Бескудникове по благословению священноначалия.
Принципы причастия должны согласовываться с двухтысячелетним опытом Церкви с одной стороны и особенностями современных условий с другой.Исходя из этого по благословению священноначалия делюсь своими соображениями.
1. Оставить возможность духовникам регулировать духовную жизнь чадам, а не наоборот. Закладывая жесткие правила в либеральности отношения к Причащению создается широкая возможность разобщения в церковной жизни. Когда духовник видит неполезность причащения для человека, его неготовность, а мирянин начинает ему указывать на новосозданные правила и шантажирует жалобами священноначалию.
2. Если эти правила создаются, то необходимо все-таки давать их в виде рекомендаций, оставляя власть духовнику, данную ему через Таинство Священства от апостолов по слову Спасителя: «аще оставите кому грехи, оставится им, аще ли держите – держатся».
3. Правила давать как принципы, к которым хорошо бы стремится, но конечный результат может зависеть от частного духовного состояния и особенностей жизни духовных чад.
4. Не должно быть нот принудительности. Все должно носить рекомендательный, а не обязательный характер. Насилие всегда будет только отталкивающим фактором с печальными последствиями.
5. Принцип общий – хорошо причащаться чаще, но не всегда это бывает полезным, если человек теряет страх Божий.
6. Я бы рекомендовал причащаться не реже чем раз в месяц, а чаще – по благословению духовника – как это всегда было в практике духовников Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
7. Если приход многочисленный и нет возможности исповедовать многочисленных прихожан накануне Пасхи – то причащать всех, кто исповедовался и причащался в течение Великого Поста и по ситуации – во время Светлой Седмицы. То же самое и на Рождество и Святки.
8. Поста в Светлую Седмицу и на Святки и другие сплошные седмицы не держать перед причастием – только вечером воздерживаться от мяса и спиртного.
9. По поводу исповеди на Литургии на многоклирных и многочисленных приходах, если нет такой возможности, не прекращать проведение исповеди и после Херувимской. Миссионерский подход заключается в большем внимании к невоцерковленным людям, а в наше время в храм заходят много таких невоцерковленных людей, с которыми необходимо проводить катехизаторскую миссионерскую и просветительскую работу. В связи с этим хотелось бы порекомендовать проводить эту работу во время пасхальных служб, в Великую Субботу во время освящения куличей и пасох, во время раздачи воды на Богоявление. В эти дни особенно много людей приходит, которые позиционируют себя православными, но не понимают необходимости участия в Церковных Таинствах, исповеди и причащении. Здесь беседы с народом могут проводить как священники, так и приходские катехизаторы.
10. Проводить исповедь перед праздниками накануне вечером на всенощных бдениях, как об этом уже было указано священноначалием неоднократно.
11. Во всех остальных случаях причастие необходимо совмещать с исповедью.
От священника Алексия Есипова, клирика храма Святителя Иннокентия, митрополита Московского в Бескудникове по благословению священноначалия.
Принципы причастия должны согласовываться с двухтысячелетним опытом Церкви с одной стороны и особенностями современных условий с другой.Исходя из этого по благословению священноначалия делюсь своими соображениями.
1. Оставить возможность духовникам регулировать духовную жизнь чадам, а не наоборот. Закладывая жесткие правила в либеральности отношения к Причащению создается широкая возможность разобщения в церковной жизни. Когда духовник видит неполезность причащения для человека, его неготовность, а мирянин начинает ему указывать на новосозданные правила и шантажирует жалобами священноначалию.
2. Если эти правила создаются, то необходимо все-таки давать их в виде рекомендаций, оставляя власть духовнику, данную ему через Таинство Священства от апостолов по слову Спасителя: «аще оставите кому грехи, оставится им, аще ли держите – держатся».
3. Правила давать как принципы, к которым хорошо бы стремится, но конечный результат может зависеть от частного духовного состояния и особенностей жизни духовных чад.
4. Не должно быть нот принудительности. Все должно носить рекомендательный, а не обязательный характер. Насилие всегда будет только отталкивающим фактором с печальными последствиями.
5. Принцип общий – хорошо причащаться чаще, но не всегда это бывает полезным, если человек теряет страх Божий.
6. Я бы рекомендовал причащаться не реже чем раз в месяц, а чаще – по благословению духовника – как это всегда было в практике духовников Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
7. Если приход многочисленный и нет возможности исповедовать многочисленных прихожан накануне Пасхи – то причащать всех, кто исповедовался и причащался в течение Великого Поста и по ситуации – во время Светлой Седмицы. То же самое и на Рождество и Святки.
8. Поста в Светлую Седмицу и на Святки и другие сплошные седмицы не держать перед причастием – только вечером воздерживаться от мяса и спиртного.
9. По поводу исповеди на Литургии на многоклирных и многочисленных приходах, если нет такой возможности, не прекращать проведение исповеди и после Херувимской. Миссионерский подход заключается в большем внимании к невоцерковленным людям, а в наше время в храм заходят много таких невоцерковленных людей, с которыми необходимо проводить катехизаторскую миссионерскую и просветительскую работу. В связи с этим хотелось бы порекомендовать проводить эту работу во время пасхальных служб, в Великую Субботу во время освящения куличей и пасох, во время раздачи воды на Богоявление. В эти дни особенно много людей приходит, которые позиционируют себя православными, но не понимают необходимости участия в Церковных Таинствах, исповеди и причащении. Здесь беседы с народом могут проводить как священники, так и приходские катехизаторы.
10. Проводить исповедь перед праздниками накануне вечером на всенощных бдениях, как об этом уже было указано священноначалием неоднократно.
11. Во всех остальных случаях причастие необходимо совмещать с исповедью.
Комментариев нет:
Отправить комментарий