понедельник, 14 апреля 2014 г.

Мисионерство для мирян. Лекция







МИССИОНЕРСТВО ДЛЯ МИРЯН

Стяжи дух мирен и тысячи спасутся вокруг тебя.
Преподобный Серафим Саровский

1.       Разнообразие видов миссионерского служения.

Из житий святых мы знаем, что святые имели различные подходы к миссионерскому служению и разные виды миссионерского служения. Апостолы посещали разные города и страны, где служили словесной проповедью. Они оставляли на местах пресвитеров, которые продолжали это служение по месту своего жительства, миряне так же проповедовали словесно своим родным и знакомым Христа и Евангелие. Когда появилось монашество – миссионерство было и среди монахов и даже затворников, порой выходивших на проповедь в города, чтобы поддержать верующих. Сам факт наличия святого человека в той или иной местности становился миссионерским фактором обращения местного населения в христианство. Поэтому каждый человек может стать миссионером в соотвествии с той конституцией жизни, духовным уровнем, знаниями и умениями которые он имеет.

2.       Что необходимо человеку для миссионерского служения.

1)     Духовно-нравственный аспект

Прежде всего конечно быть самому христианином. Это первое и обязательное условие. Прежде чем проповедовать Христа, нужно самому осуществлять в своей жизни чистоту и высоту христианской жизни. Нельзя папе отучить сына от сигареты, если он сам дымит как паровоз. Как мы можем проповедовать Христа, если сами еще живем по-язычески. По сути этого аспекта бывает для определенного контингента людей, чувствительных к святости достаточно для бессловесной проповеди. Но мы живём в словесном обществе, поэтому все-таки необходим еще

2)     Теоретический аспект

Для того, чтобы проповедовать необходимо знать, что ты проповедуешь, а для этого надо изучать свою веру и углубляться в нее. Миссионер должен знать Писание и особенно Евангелие как дважды два. Ноебходимо так же изучать основы духовной жизни и богословие. Основное богословие даёт нам знание о том, как проповедовать атеистам, агностикам и представителям язычества. Сравнительное богословие – как проповедовать католиками и протестантам. Сектоведение – как разоблачать сектантов, Догматическое богословие нам дает понятие о постулатах нашей веры.

3)     Психологический аспект

Одних знаний и духовности порой бывает тоже мало. Необходимо еще знать психологию людей, которым проповедуешь, их особенности, уровень их знаний, их заблуждения и стереотипы, и в соответствии с их восприятием выстраивать стратегию миссионерской деятельности. И вот здесь как раз зачастую возникают самые большие сложности.

3.       Ошибки православного миссионера

Ошибки православной миссии в большинстве случаев как раз и кроются в недоработке психологического аспекта миссионерского служения.
МЫ МОЖЕМ ДОНЕСТИ ЧЕЛОВЕКУ ЧТО-ТО ЛИШЬ РАБОТАЯ НА ЕГО ВОСПРИЯТИЕ.
Большинство верующих понимает это после богатого неудачного опыта попыток приведения в храм и приобщения к Православию своих близких. А до того момента, пока они это не осознали, они как бы больны болезнью неадекватной проповеди, свойственной практически всем неофитам (новообращенным).

Итак- самая грубая ошибка – это НАВЯЗЧИВОСТЬ. Запомните раз и навсегда. То, что навязывается – вызывает отторжение само по себе, каким бы хорошим и правильным навязываемое не представлялось. У меня именно по этой причине и вызывает вопросы принудительная катехизация желающих креститься людей, которая сейчас у нас стала практиковаться.

Вторая ошибка – РАЗНОЯЗЫЧИЕ. Зачастую верующий оперирует терминами, которые понятны ему в одном аспекте, но либо воспринимаются в искаженном виде тому, к кому верующий обращается, либо не воспринимается вообще никак. К примеру, когда вы начинаете говорить человеку о Христе, о грехе, о Боге, о благодати – для него эти понятия значат совершенно другие вещи, нежели для вас.

Третья ошибка – НЕСООТВЕТСТВИЕ АВТОРИТЕТОВ. Вы должны строить свою проповедь от АВТОРИТЕТОВ того, к кому она обращена.  Поэтому бывает горько видеть, как верующий для авторитетности своих высказываний цитирует святых отцов, когда его оппоненты – атеисты или протестанты, для которых – святые отцы совсем авторитетами не являются.

4.       Стратегии миссионерской проповеди.
 ВСЕГДА РАБОТАЙТЕ НА ВОСПРИЯТИЕ ТОГО, С КЕМ ВЫ ОБЩАЕТЕСЬ! ПОЭТОМУ
1)     Будьте притягательны, доброжелательны, вежливы, интересны и принципиальны. Больше улыбайтесь и иногда даже деликатно шутите.
2)     Используйте авторитетные смыслы и источники в соответствии с восприятием тех, к кому вы обращаетесь. Атеистам и агностикам – наука и логика. Протестантам – Писание. Родноверам – древность и патриотичность. По-возможности мягко прорабатывайте слабые места: Атеисты – недостаточное научное знание и нелогичность построения атеистического мировоззрения. Протестанты – не историчность протестантизма, противоречивое и неправильное понимание Писания. Родноверы – отсутствие источников, новодел секты, сомнительность легитимности  основателей секты. И так далее.
3)     Проповедь должна быть естественной и исходящей из свободных интересов людей. Никакой навязчивости. Лучше промолчите, если чувствуете, что человек не желает с вами общаться на эту тему. Лучший жемчуг тот, который человек выловил сам.
4)     Помните – что человек должен сам найти истину. А вы лишь не должны ему мешать. Зачастую, толкая к истине – мы от нее отталкиваем…


5.       Формы миссионерской деятельности с учётом современных технологических возможностей.


Как вы понимаете речь об интернете. По данным председателя правительства России Д.И. Медведева в России 70 миллионов человек пользуются интернетом и социальными сетями. И мы просто обязаны это использовать, всвязи с этим я вам предлагаю новую стратегию кибермиссии или киберапологетики, которая представлена в следующей статье в РАЗДЕЛЕ АНТИТРОЛЛИНГ :

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ КИБЕРАПОЛОГЕТОВ

Для работы в сети против нападок на Православие необходимо знание Закона БожияПисанияОсновного богословияСравнительного Богословия хоть в общих чертах. Нравственного богословияДогматического богословия. Если вести дискуссию с атеистами, понадобятся еще научные знания, с родноверами - исторические знания. Нужно знать повадки троллей и особенностей троллинга. Нужно понимать наши тактические методы ведения дискуссий. На своей территории. И на чужой территории. Холодный разум. Интерактивная эмпатия. Она придет с опытом. Нужна определенная деликатность и умение не поддаваться на провокации. Ситуация и контроль над ней должны быть всегда в наших руках.


Основные принципы:

Не спорим. Это соответствует наставлению святого апостола Павла:  
"Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения. Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких." 1 Тим. 6, 3-5

Свидетельствуем. "...идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари." Мк.16,15

Ссылаемся на авторитетные для оппонентов источники.
УЧИТЫВАЙТЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ОППОНЕНТА. ЗАПОМНИТЕ!!! ДЛЯ РАЗНЫХ ОППОНЕНТОВ РАЗНЫЕ АРГУМЕНТЫ! Не надо атеисту или родноверу цитировать Писание. А протестанту цитировать святых отцов. ИСПОЛЬЗУЙТЕ АВТОРИТЕТНЫЕ ДЛЯ ОППОНЕНТОВ ИСТОЧНИКИ! "Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых" 1 Кор.20-22

На своей территории флудильщиков и сквернословцев баньте.
На чужой - игнорируйте! Как пустое место. Эти два принципа соотвествуют заповеди Христа: 
“Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас” (Матф. 7:6)


Выцеливайте и продумывате ответ. Чтоб не подкопаться. Чтоб в яблочко. Чтобы ответить было нечего. Только зубками пощелкать в худшем случае, ну а в лучшем согласиться на разумные доводы.


И молитесь.. Старайтесь избегать ригоризма и осуждения. А тем более злословия.


Лично никого не оскорбляйте. Ни в коем случае! Как бы не подмывало!


Обличайте в третьем лице не конкретно оппонента. А его заблуждение.


Ни когда не говорите человеку, что он такой сякой разэдакий. Говорите о неправильностях. Безлично.


НЕ ПРОВОЦИРУЙТЕСЬ НА ЭМОЦИИ!!! Не будьте ведомы и манипулируемы!  «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» 1 Петра 3:15

Знайте слабые места оппонентов и по ним и работайте:

Для атеистов слабое место - их мифические представление о вере, о Боге, о Православии, о науке. Впрочем это слабое место всех наших оппонентов.

Для протестантов слабое место - их неисторичность и непреемственность.

Для родноверов - отсутствие источников и новодел.

Ну и так далее. Список будет прорабатываться и пополняться.

1 комментарий: