Слово на память
преподобного Акакия
Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!
В книге преподобного Иоанна Лествичника есть повествование о человеке, который многим из нас может помочь справиться со своими социальными проблемами, а точнее в правильной интериоризации, то есть внутреннем переживании этих проблем. Мы, конечно, не сможем подражать ему совершенно и в полноте, потому что мы не монахи и у нас нет старца у которого мы находимся в полном послушании, но, по крайней мере,какие-то поведенческие схемы мы вполне можем скорректировать в своей жизни, чтобы приобрести некие навыки в добродетели терпения, смиренномудрия и послушания. Итак, что мы знаем об этом человеке? Его звали Акакий. Он пришел в одну из многочисленных в то время обителей в Малой Азии и выбрал себе некого старца "весьма нерадивой жизни и дерзкого нрава". Очень примечательно, как эти слова негативной характеристики старца комментирует сам преподобный Иоанн Лествичник: " говорю сие, не судя его, а дабы показать, что я говорю правду". То есть говорить правду, хотя и негативную - это еще не значит осуждать человека. И если эта правда имеет целью научить любви и благочестию, то сказать ее - дело благочестия, а не осуждения. Далее преподобный Иоанн пишет о множестве ежедневных жестокостей, которые со смирением и кротостью переносил Акакий от старца. Он переносил не только ругательства и укоризны, но и побои. Наместник же монастыря, авва Савваит часто интересовался у него его состоянием, видя, что Акакий занимается деланием духовным, воспитывая в себе мужество, смиренномудрие, терпение и приобретая себе венцы страстотерпчества и мученичества, и он всегда подбадривал его, говоря: Хорошо, хорошо, потерпи и получишь пользу». Прожив у своего немилосердного старца девять лет, Акакий отошел ко Господу, и погребен в усыпальнице отцев. Спустя пять дней после этого наставник его пошел к одному пребывавшему там великому старцу и говорит ему: «Отче, брат Акакий умер». Но старец, услышав это, сказал ему: «Поверь мне, старче, я сомневаюсь в этом». «Поди и посмотри», — отвечал тот. Немедленно встав, старец приходит в усыпальницу с наставником блаженного оного подвижника, и взывает к нему, как бы к живому (ибо поистине он был жив и после смерти), и говорит: «Брат Акакий, умер ли ты?» Сей же благоразумный послушник, оказывая послушание и после смерти, отвечал великому: «Отче, как можно умереть делателю послушания?» Тогда старец, который был прежде наставником Акакия, пораженный страхом, пал со слезами на землю; и потом, испросив у игумена лавры келлию близ гроба Акакиева, провел там остаток жизни уже добродетельно, говоря всегда прочим отцам: «Я сделал убийство».
В книге преподобного Иоанна Лествичника есть повествование о человеке, который многим из нас может помочь справиться со своими социальными проблемами, а точнее в правильной интериоризации, то есть внутреннем переживании этих проблем. Мы, конечно, не сможем подражать ему совершенно и в полноте, потому что мы не монахи и у нас нет старца у которого мы находимся в полном послушании, но, по крайней мере,какие-то поведенческие схемы мы вполне можем скорректировать в своей жизни, чтобы приобрести некие навыки в добродетели терпения, смиренномудрия и послушания. Итак, что мы знаем об этом человеке? Его звали Акакий. Он пришел в одну из многочисленных в то время обителей в Малой Азии и выбрал себе некого старца "весьма нерадивой жизни и дерзкого нрава". Очень примечательно, как эти слова негативной характеристики старца комментирует сам преподобный Иоанн Лествичник: " говорю сие, не судя его, а дабы показать, что я говорю правду". То есть говорить правду, хотя и негативную - это еще не значит осуждать человека. И если эта правда имеет целью научить любви и благочестию, то сказать ее - дело благочестия, а не осуждения. Далее преподобный Иоанн пишет о множестве ежедневных жестокостей, которые со смирением и кротостью переносил Акакий от старца. Он переносил не только ругательства и укоризны, но и побои. Наместник же монастыря, авва Савваит часто интересовался у него его состоянием, видя, что Акакий занимается деланием духовным, воспитывая в себе мужество, смиренномудрие, терпение и приобретая себе венцы страстотерпчества и мученичества, и он всегда подбадривал его, говоря: Хорошо, хорошо, потерпи и получишь пользу». Прожив у своего немилосердного старца девять лет, Акакий отошел ко Господу, и погребен в усыпальнице отцев. Спустя пять дней после этого наставник его пошел к одному пребывавшему там великому старцу и говорит ему: «Отче, брат Акакий умер». Но старец, услышав это, сказал ему: «Поверь мне, старче, я сомневаюсь в этом». «Поди и посмотри», — отвечал тот. Немедленно встав, старец приходит в усыпальницу с наставником блаженного оного подвижника, и взывает к нему, как бы к живому (ибо поистине он был жив и после смерти), и говорит: «Брат Акакий, умер ли ты?» Сей же благоразумный послушник, оказывая послушание и после смерти, отвечал великому: «Отче, как можно умереть делателю послушания?» Тогда старец, который был прежде наставником Акакия, пораженный страхом, пал со слезами на землю; и потом, испросив у игумена лавры келлию близ гроба Акакиева, провел там остаток жизни уже добродетельно, говоря всегда прочим отцам: «Я сделал убийство».
Таким образом, что же мы видим? Мы часто читаем подвиги
мучеников и страстотерпцев и нам так как-то кажется это все далеким, для нас
нереальным, какой-то далекой чужой жизнью, которая нас никак не касается и вряд
ли коснется когда-нибудь…Но на самом деле приобщиться к этому подвигу несложно.
Для этого не нужны римские императоры, тройки НКВД, боевики радикального мусульманства,
рыцари-крестоносцы или польская шляхта. Для этого достаточно бывает даже наших
братьев и сестер во Христе, не говоря уже о наших родственниках, начальниках,
сотрудниках, ну проще говоря всего, окружающего нас социума. Мы всегда можем
потренировать и свое смирение, и свое терпение, и свое мужество, если к
примеру. для начала сами перестанем хамить и оскорблять, требовать и
скандалить. Затем уровень посложнее - промолчать и не мстить, когда это будут
делать другие по отношению лично к нам, зная, что это будет воспринято как слабость
и бесхарактерность, а дальше - пределов нет совершенствованию. Конечно надо
быть благоразумными и соблюдать рассуждение, чтобы это не повредило нашим
близким. Конечно там, где надо заступиться и защитить - это нужно и должно
делать. Уловить этот баланс вам поможет здравый смысл и рассуждение. Но
начинать нужно, начинать работать над собой. И делание наше принесет плоды. И
не только нам. И они нас порадуют как ничто в этом мире.. Бог нам всем в помощь. Аминь
Истинно так !!.Пределов совершенствованию НЕТ !
ОтветитьУдалить