Задача развития церковной жизни в современных условиях крупного города обусловлена условиями, в которых существует тот или иной приход во всех сторонах его бытия и конъюктуры социального окружения. Необходимо учитывать материальные, духовные, временные ресурсы прихода, то есть его членов, правильно соотносить их с поставляемыми задачами духовного окормления и социального служения, избирая наиболее продуктивный с точки зрения проповеди о Христе, миссионерского служения и духовного окормления паствы путь развития. Очень важно, чтобы пастырская, миссионерская, социальная деятельность была направлена именно на конечный результат, а не на отчётную показушность, красивую в фотографиях и видеоматериалах. Необходимо учитывать индивидуальную психологию как священнослужителей, так и паствы, опираясь на желание самоактуализироваться, проявить творческий подход, чтобы делание было живым, интересным, а не продиктованным необходимостью исполнять распоряжение священноначалия под страхом различных прещений и наказаний за бездеятельность. Вопрос должен ставиться – «сделать надо так и так, а иначе…», а «чтобы вы хотели и могли сделать на Вашем приходе в плане социальной деятельности, пастырской деятельности, какие у вас мысли на эту тему». Необходимо, чтобы подчинённый раскрылся, чтобы его таланты и желание актуализировались, при их, конечно, наличии…
Прежде всего необходимо провести мониторинг района, в котором находится храм. Социальные объекты, школы, больницы, предприятия, институты. История, особенности населения, соотношение социальных групп, наличие и процентное присутствие других конфессий, знакомство с префектурой и так далее…
Затем, исходя из наличия духовенства, его образования, индивидуальных качеств, таланта и желания, ну и конечно загруженности приходскими послушаниями предложить область деятельности по тем или иным объектам. Главным фактором при этом должно быть желание и горение заниматься этим самого клирика, иначе его деятельность принесёт только духовный вред и ему самому и людям, которые будут в этом задействованы.
Приоритетами являются школы, институты, другие образовательные учреждения. Не только детские дома, дома престарелых и больницы должны выбираться в качестве социальных объектов – эти объекты конечно красиво смотрятся в отчетностях, но забывая школы и институты мы отдаем большую часть общества на растерзание всех антиправославных сил - сектантов, атеистов, и прочих и прочих. Сейчас появилась потенциальная возможность там, где директор не будет препятствовать, приобщать детей и молодежь к Православию и хорошо бы этот момент использовать.
Необходимо поднять уровень психологической подготовки пастырей, в условиях нарастающей агрессии порой не справляющейся с проблемами общения с людьми, только зашедшими в храм Божий. Должны быть проведены отдельные психологические пастырские курсы, чтобы помочь пастырям во многих сложных вопросах пастырского окормления и коммуникации с представителями различных социальных групп. В наше время пастырь должен особенно стараться благожелательно относится к людям, несмотря на их агрессивность. Стараясь кротко отвечать на их возмущенные вопросы, а не отмахиваться и не дай Бог вступать в брань.
О внутреннем миссионерстве. Очень важно проводить постоянную краткую катехизицию по возможности всех, кто зашел в храм и обратился к священнику с вопросом. О том что человек не воцерковлён и ему требуется катехизация можно легко выяснить задав ему всего лишь несколько вопросов. Таких как: «Давно ли вы были на причастии?», «А знаете ли Вы, что такое Причастие?», « А знаете ли Вы, Кто такой Христос?», «А знаете ли Вы, Кто такой Бог?». Из практики – 99 процентов людей, которые позиционируют себя православными, но не воцерковлены, ответов на такие вопросы не знают и им требуется хотя бы краткая катехизация. Причем задача катехизации – раскрыть учение о благодати, как инструменте нашего спасения, а исходя из этого о необходимости посещать храм Божий, который является источником этой благодати в Святых Таинствах, начать исповедоваться и причащаться. При этом необходимо разъяснять каждый богословский термин, смысл каждого Таинства как можно более доступным, понятным языком, учитывая уровень того, кому мы это рассказываем. И делать это благожелательно, по апостольски, а не потому что так заставили. И такая работа должна быть непрерывна. На каждом Таинстве Крещения, на каждом освящении квартиры ли, машины ли, при каждом обращении с вопросом к священнику…
О молодежи. Молодежь надо не только развлекать концертами и поездками. Для нее во многом будет так же полезно выполнять какую то социальную деятельность группой. Покормить бездомных, посетить детский дом, поздравить пенсионеров, поучаствовать в уборке территории или храма и так далее…
О проповеди. В мегаполисе, особенно там, где каждый день на службах бывает достаточное количество прихожан проповедь после службы должна быть всегда. Это развивает риторические навыки священника, его кругозор и просвещает слушающих словом Божиим и учением о благочестии. Материал всегда можно брать из современных реалий и связывать это с житиями святых и читавшемся на службе Писанием. Проповедь всегда будет востребована и интересна, если пастырь живёт жизнью прихожан и в проповеди отвечает на их живые насущные духовные проблемы.
Миссионерские апологетические группы в сети интернет. Современная информационная война против Церкви должна так же учитываться и отслеживаться, чтобы иметь некую корреляционную составляющую миссионерского служения. Присутствие в интернете, формулировка ответов на неожиданные агрессивные и осуждающие вопросы общества к церкви – это все тоже необходимо, ведь не секрет, что молодежь сейчас живёт там…И если есть ресурсы, то возможно и организовывать некие миссионерские апологетические группы в сети интернет. Это возможно было бы интересным большому числу молодых людей.
Прежде всего необходимо провести мониторинг района, в котором находится храм. Социальные объекты, школы, больницы, предприятия, институты. История, особенности населения, соотношение социальных групп, наличие и процентное присутствие других конфессий, знакомство с префектурой и так далее…
Затем, исходя из наличия духовенства, его образования, индивидуальных качеств, таланта и желания, ну и конечно загруженности приходскими послушаниями предложить область деятельности по тем или иным объектам. Главным фактором при этом должно быть желание и горение заниматься этим самого клирика, иначе его деятельность принесёт только духовный вред и ему самому и людям, которые будут в этом задействованы.
Приоритетами являются школы, институты, другие образовательные учреждения. Не только детские дома, дома престарелых и больницы должны выбираться в качестве социальных объектов – эти объекты конечно красиво смотрятся в отчетностях, но забывая школы и институты мы отдаем большую часть общества на растерзание всех антиправославных сил - сектантов, атеистов, и прочих и прочих. Сейчас появилась потенциальная возможность там, где директор не будет препятствовать, приобщать детей и молодежь к Православию и хорошо бы этот момент использовать.
Необходимо поднять уровень психологической подготовки пастырей, в условиях нарастающей агрессии порой не справляющейся с проблемами общения с людьми, только зашедшими в храм Божий. Должны быть проведены отдельные психологические пастырские курсы, чтобы помочь пастырям во многих сложных вопросах пастырского окормления и коммуникации с представителями различных социальных групп. В наше время пастырь должен особенно стараться благожелательно относится к людям, несмотря на их агрессивность. Стараясь кротко отвечать на их возмущенные вопросы, а не отмахиваться и не дай Бог вступать в брань.
О внутреннем миссионерстве. Очень важно проводить постоянную краткую катехизицию по возможности всех, кто зашел в храм и обратился к священнику с вопросом. О том что человек не воцерковлён и ему требуется катехизация можно легко выяснить задав ему всего лишь несколько вопросов. Таких как: «Давно ли вы были на причастии?», «А знаете ли Вы, что такое Причастие?», « А знаете ли Вы, Кто такой Христос?», «А знаете ли Вы, Кто такой Бог?». Из практики – 99 процентов людей, которые позиционируют себя православными, но не воцерковлены, ответов на такие вопросы не знают и им требуется хотя бы краткая катехизация. Причем задача катехизации – раскрыть учение о благодати, как инструменте нашего спасения, а исходя из этого о необходимости посещать храм Божий, который является источником этой благодати в Святых Таинствах, начать исповедоваться и причащаться. При этом необходимо разъяснять каждый богословский термин, смысл каждого Таинства как можно более доступным, понятным языком, учитывая уровень того, кому мы это рассказываем. И делать это благожелательно, по апостольски, а не потому что так заставили. И такая работа должна быть непрерывна. На каждом Таинстве Крещения, на каждом освящении квартиры ли, машины ли, при каждом обращении с вопросом к священнику…
О молодежи. Молодежь надо не только развлекать концертами и поездками. Для нее во многом будет так же полезно выполнять какую то социальную деятельность группой. Покормить бездомных, посетить детский дом, поздравить пенсионеров, поучаствовать в уборке территории или храма и так далее…
О проповеди. В мегаполисе, особенно там, где каждый день на службах бывает достаточное количество прихожан проповедь после службы должна быть всегда. Это развивает риторические навыки священника, его кругозор и просвещает слушающих словом Божиим и учением о благочестии. Материал всегда можно брать из современных реалий и связывать это с житиями святых и читавшемся на службе Писанием. Проповедь всегда будет востребована и интересна, если пастырь живёт жизнью прихожан и в проповеди отвечает на их живые насущные духовные проблемы.
Миссионерские апологетические группы в сети интернет. Современная информационная война против Церкви должна так же учитываться и отслеживаться, чтобы иметь некую корреляционную составляющую миссионерского служения. Присутствие в интернете, формулировка ответов на неожиданные агрессивные и осуждающие вопросы общества к церкви – это все тоже необходимо, ведь не секрет, что молодежь сейчас живёт там…И если есть ресурсы, то возможно и организовывать некие миссионерские апологетические группы в сети интернет. Это возможно было бы интересным большому числу молодых людей.
Все так и есть! Нагрузка на батюшек очень большая! Они стараются везде успеть! Все исполнить вовремя! Но ведь жизнь не стоит на месте, и поэтому зачастую некоторые задачи становятся еще сложнее ! И все это следует учитывать!Нина Арсеньева.
ОтветитьУдалить