Как провести Великий пост и подготовиться к нему?
Об употреблении в пост алкоголя, сахара, кофе и др.
Помогите, пожалуйста!
С уважением, Игорь.
Дорогой Игорь!
Огромное спасибо Вам за Ваше письмо.
Иерей Алексий
Уважаемая Екатерина!
Иерей Алексий
Добрый день, отче Алексий!
Обращаюсь к Вам за помощью.
Обращаюсь к Вам за помощью.
18 февраля начинается Великий пост. Однако в различных источниках, в т.ч. на сайте WWW.wco.ru я не смог найти ответа на вопрос, как правильно соблюсти пост, везде указывается, что вопросы соблюдения поста необходимо уточнять у священника, лучше у своего духовника.
Понимая, что пост - это не только ограничение в пище, но и освобождение духа от излишних мирских развлечений. Прошу Вас помочь мне правильно подготовится к посту.
Понимая, что пост - это не только ограничение в пище, но и освобождение духа от излишних мирских развлечений. Прошу Вас помочь мне правильно подготовится к посту.
С уважением, Александр.
С Рождеством Христовым, дорогой Александр!
Святые отцы и учителя Церкви советуют во всяком деле благочестия соблюдать меру и рассудительность. Поэтому подготовка к посту - это время, когда мы постепенно стараемся отойти от мирских развлечений, сосредоточиться на молитве и покаянии, отказаться от употребления некоторых скоромных (то есть содержащих животные жиры) продуктов.
Каждый человек – индивидуален, и у каждого разное здоровье, возраст, условия жизни и т. д. Поэтому Вы и не нашли детального описания того, как надо проводить пост. Конкретные рекомендации можно получить, только пообщавшись с духовником, а если это в силу тех или иных причин невозможно, то надо помолиться Богу и, руководствуясь голосом совести и разума, определить для себя самому подходящую меру поста духовного и телесного.
Для всех христиан обязателен Церковный устав или Типикон, который преимущественно говорит о внешнем проведении поста, то есть что нам кушать или не кушать. О том, что можно кушать, Вы можете также узнать на страницах церковного календаря (www.days.ru). О внутреннем же делании пусть подскажет Вам совесть и традиция Православной Церкви.
Приготовление к Великому посту начинается за три недели до его начала с Недели о мытаре и фарисее и заканчивается Прощенным воскресеньем. Каждая неделя имеет определенное содержание и смысл, дает повод к размышлению и духовной работе над собой. В последнюю неделю - сырную (масленицу) - мы воздерживаемся от мяса, но едим сыр и молочные продукты.
Я бы посоветовал Вам почитать книгу святителя Феофана Затворника "Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться", которая поможет найти ответы на многие вопросы, в частности, и о посте.
Великий Пост начинается сугубым воздержанием. Церковным уставом предписывается полное воздержание от пищи с понедельника по пятницу первой седмицы. Но сейчас в силу нашей немощи, Святая Церковь позволяет вкушать в эти дни вареную пищу.
Для духовного совершенствования полезно читать Великим Постом духовную литературу. Например, в Оптиной пустыне, Великим Постом перечитывались такие книги, как "Душеполезные поучения аввы Дорофея", "Лествица" преподобного Иоанна Лествичника, "Невидимая брань" преподобного Никодима Святогорца. Это правило соблюдали святитель Игнатий Брянчанинов, многие святые отцы и благочестивые христиане.
Каждый человек – индивидуален, и у каждого разное здоровье, возраст, условия жизни и т. д. Поэтому Вы и не нашли детального описания того, как надо проводить пост. Конкретные рекомендации можно получить, только пообщавшись с духовником, а если это в силу тех или иных причин невозможно, то надо помолиться Богу и, руководствуясь голосом совести и разума, определить для себя самому подходящую меру поста духовного и телесного.
Для всех христиан обязателен Церковный устав или Типикон, который преимущественно говорит о внешнем проведении поста, то есть что нам кушать или не кушать. О том, что можно кушать, Вы можете также узнать на страницах церковного календаря (www.days.ru). О внутреннем же делании пусть подскажет Вам совесть и традиция Православной Церкви.
Приготовление к Великому посту начинается за три недели до его начала с Недели о мытаре и фарисее и заканчивается Прощенным воскресеньем. Каждая неделя имеет определенное содержание и смысл, дает повод к размышлению и духовной работе над собой. В последнюю неделю - сырную (масленицу) - мы воздерживаемся от мяса, но едим сыр и молочные продукты.
Я бы посоветовал Вам почитать книгу святителя Феофана Затворника "Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться", которая поможет найти ответы на многие вопросы, в частности, и о посте.
Великий Пост начинается сугубым воздержанием. Церковным уставом предписывается полное воздержание от пищи с понедельника по пятницу первой седмицы. Но сейчас в силу нашей немощи, Святая Церковь позволяет вкушать в эти дни вареную пищу.
Для духовного совершенствования полезно читать Великим Постом духовную литературу. Например, в Оптиной пустыне, Великим Постом перечитывались такие книги, как "Душеполезные поучения аввы Дорофея", "Лествица" преподобного Иоанна Лествичника, "Невидимая брань" преподобного Никодима Святогорца. Это правило соблюдали святитель Игнатий Брянчанинов, многие святые отцы и благочестивые христиане.
Помощи Вам Божией и благословения!
Священник Алексий Есипов
Отче Алексий! С Рождеством Христовым!
Спасибо за ответ, последую Вашим советам.
Спасибо за ответ, последую Вашим советам.
Чем больше для себя открываешь, тем больше рождается вопросов, уже скорее практических:
1) алкоголь, как я понимаю, относится к скоромной пище, а сахар и кофе? Разрешено ли их употреблять в пост, и будет ли отказ от них личным постом, или они относятся к скоромной пище?
2) ту литературу, которую Вы рекомендовали, допустимо ли читать в электронном виде или их лучше читать в бумажном виде?
3) в минувшее воскресенье, причащал дочь и подходил к причастию сам, но после принятия Святых даров не поцеловал Святую Чашу (символически изображающую ребро Христа), сейчас нахожусь в смятении, так как не могу найти ответа, насколько велик такой грех?
С уважением, Александр.
Уважаемый Александр, здравствуйте!
Об употреблении алкоголя, как Вы понимаете, нельзя давать общие рекомендации всем сразу. Если человек имеет алкогольную зависимость или уходит в запой, достаточно ему лишь выпить первую рюмку - таким людям я бы рекомендовал воздерживаться от алкогольных напитков всегда и везде.
Если же человек знает меру и не употребляет спиртное без особой нужды, то в уставе есть указания об употреблении вина. От вина мы сугубо воздерживаемся только в дни строгого поста, какие это дни, смотрите там же - www.days.ru.
Кофе и сахар не относятся к скоромной пище. Но если есть особое пристрастие к их употреблению, то можно и сугубо повоздерживаться, поскольку в этом и состоит смысл поста.
Насчет чтения книг, тут уж выбирайте как Вам удобнее. Хотя моё мнение - по возможности лучше читать обычную книгу, но опять таки, если есть такая возможность. А за неимением такой возможности можно - и в электронном, тем более, что для многих это становится проще и доступней.
По поводу третьего вопроса скажу одно - на исповеди надо говорить обо всем, что хоть как-то смущает Вашу совесть. А говорить надо так, как есть, не выдумывая особого стиля изложения.
1) алкоголь, как я понимаю, относится к скоромной пище, а сахар и кофе? Разрешено ли их употреблять в пост, и будет ли отказ от них личным постом, или они относятся к скоромной пище?
2) ту литературу, которую Вы рекомендовали, допустимо ли читать в электронном виде или их лучше читать в бумажном виде?
3) в минувшее воскресенье, причащал дочь и подходил к причастию сам, но после принятия Святых даров не поцеловал Святую Чашу (символически изображающую ребро Христа), сейчас нахожусь в смятении, так как не могу найти ответа, насколько велик такой грех?
С уважением, Александр.
Уважаемый Александр, здравствуйте!
Об употреблении алкоголя, как Вы понимаете, нельзя давать общие рекомендации всем сразу. Если человек имеет алкогольную зависимость или уходит в запой, достаточно ему лишь выпить первую рюмку - таким людям я бы рекомендовал воздерживаться от алкогольных напитков всегда и везде.
Если же человек знает меру и не употребляет спиртное без особой нужды, то в уставе есть указания об употреблении вина. От вина мы сугубо воздерживаемся только в дни строгого поста, какие это дни, смотрите там же - www.days.ru.
Кофе и сахар не относятся к скоромной пище. Но если есть особое пристрастие к их употреблению, то можно и сугубо повоздерживаться, поскольку в этом и состоит смысл поста.
Насчет чтения книг, тут уж выбирайте как Вам удобнее. Хотя моё мнение - по возможности лучше читать обычную книгу, но опять таки, если есть такая возможность. А за неимением такой возможности можно - и в электронном, тем более, что для многих это становится проще и доступней.
По поводу третьего вопроса скажу одно - на исповеди надо говорить обо всем, что хоть как-то смущает Вашу совесть. А говорить надо так, как есть, не выдумывая особого стиля изложения.
Помоги Вам Господи!
Священник Алексий
О нетерпимости
Здравствуйте!
Здравствуйте!
У меня к Вам давно мучающий меня вопрос: как мне научиться терпимости? Которую я считаю одной из главных добродетелей. Я - нетерпим.
Например, многие из христиан, нарушали свою верность Богу (а некоторые и продолжают, даже не задумываясь), много инаковерующих, притом некоторые в самые гадкие и бесчеловечные религии, кто-то совсем в лукавство... В мире всюду мерещится и видится грязь, грех и вонь. Куда ни сунься - грязь. А люди могут думать, как считают нужным, и много инакомыслящих (среди них всё-таки есть хорошее). А людей надо любить.
Как мне научиться и их любить, не скатываясь к страху, а потом и к откровенной ненависти? Как увидеть искру Божью даже в тех, кто не на пути с нами? Как быть терпимым христианином?
Храни Вас Бог!Например, многие из христиан, нарушали свою верность Богу (а некоторые и продолжают, даже не задумываясь), много инаковерующих, притом некоторые в самые гадкие и бесчеловечные религии, кто-то совсем в лукавство... В мире всюду мерещится и видится грязь, грех и вонь. Куда ни сунься - грязь. А люди могут думать, как считают нужным, и много инакомыслящих (среди них всё-таки есть хорошее). А людей надо любить.
Как мне научиться и их любить, не скатываясь к страху, а потом и к откровенной ненависти? Как увидеть искру Божью даже в тех, кто не на пути с нами? Как быть терпимым христианином?
Помогите, пожалуйста!
С уважением, Игорь.
Дорогой Игорь!
Огромное спасибо Вам за Ваше письмо.
Мне как пастырю известно и на собственном духовном опыте, и на опыте других людей, что такая духовная проблема существует и мучит практически каждого человека. Это вопрос работы над собой, этому надо учиться и учиться постепенно, начиная от меньшего к большему. Преп. Серафим Саровский говорил: «Добродетель не груша, её сразу не скушаешь». Преп. Дорофей в своих наставлениях говорит о том, как человек должен приучать себя к добродетели смиренномудрия, потому что проблема нетерпимости – это прежде всего проблема отсутствия правильного отношения к себе и к окружающему миру, то есть в отсутствии смиренномудрия.
Смиренномудрие – это сочетание добродетели смирения и добродетели рассуждения или мудрости. Смирение – от слова «мир», мир с собой, Богом и людьми. Не может человек иметь мир ни с кем, если он себя превозносит в чём бы то ни было. Талантами или наоборот, бездарностью, богатством или наоборот нищетой, грехами или наоборот, мнимыми добродетелями. Почему мнимыми? Потому что истинной добродетели не бывает без смирения. Предел смирения показал нам Господь Иисус Христос, предав себя на смерть за распинающий его мир. Создатель мира позволил глумиться над Собой и умертвить Себя без тени ропота и с молитвой за распинавших…
Нам же нужно начать хотя бы с малого. С того, чтобы не осуждать. Затем, чтобы научиться оправдывать. Затем мы увидим в людях то, чего раньше не видели, и будем уважать их за это и любить. А затем мы всех будем почитать святыми, а себя величайшими грешниками: «Все спасутся, один я погибну» - так говорил сапожник на рынке, которого Господь поставил в пример преп. Антонию, проведшего десятки лет в подвигах в пустыне и не достигшего такой меры смирения, которой обладал этот сапожник.
Мы не видим в людях и тысячной доли того, что они из себя представляют. Поверьте, они гораздо лучше, чем вы о них думаете. И чем лучше мы будете думать о людях, тем больше хороших людей нам будет встречаться, потому что «для чистого все чисто», «какой мерой мерите, такой и вам будут мерить» (Мф. 7:2).
«Вынь бревно из своего глаза и тогда научишься, как вынимать сучек из глаза брата твоего» (Мф. 7:5). Бревно – это осуждение, и победить его может только любовь и понимание. Желание всех карать и наказывать за грехи происходит от гордости, в которой уже заложено сатанинское желание уничтожать и низлагать. Ведь сатана и начал с осуждения Бога, обвинив Его в «узурпации власти». Так под видом добродетели уничтожались целые народы и цивилизации. Взять хотя бы большевиков, уничтоживших Россию в лице её лучших представителей.
Но смиренномудрие, с другой стороны, - это не слабохарактерность, как некоторые могут представить, потому что оно связано с истинным мужеством, готовым идти даже на смерть ради Христа и ближних, как это делали наши доблестные воины, защищая русскую землю от врагов.
Вопрос Ваш очень серьёзен и по- хорошему требует непосредственного общения с Вами лично, потому что я уверен, что мой ответ Вас до конца не удовлетворил. Связано это с тем, что многие понятия из раздела православной аскетики, то есть науки о духовной жизни, Вами ещё не усвоены и требуют отдельной проработки. Ещё раз советую Вам прочитать «Душеполезные поучения аввы Дорофея».
Божией помощи Вам!Смиренномудрие – это сочетание добродетели смирения и добродетели рассуждения или мудрости. Смирение – от слова «мир», мир с собой, Богом и людьми. Не может человек иметь мир ни с кем, если он себя превозносит в чём бы то ни было. Талантами или наоборот, бездарностью, богатством или наоборот нищетой, грехами или наоборот, мнимыми добродетелями. Почему мнимыми? Потому что истинной добродетели не бывает без смирения. Предел смирения показал нам Господь Иисус Христос, предав себя на смерть за распинающий его мир. Создатель мира позволил глумиться над Собой и умертвить Себя без тени ропота и с молитвой за распинавших…
Нам же нужно начать хотя бы с малого. С того, чтобы не осуждать. Затем, чтобы научиться оправдывать. Затем мы увидим в людях то, чего раньше не видели, и будем уважать их за это и любить. А затем мы всех будем почитать святыми, а себя величайшими грешниками: «Все спасутся, один я погибну» - так говорил сапожник на рынке, которого Господь поставил в пример преп. Антонию, проведшего десятки лет в подвигах в пустыне и не достигшего такой меры смирения, которой обладал этот сапожник.
Мы не видим в людях и тысячной доли того, что они из себя представляют. Поверьте, они гораздо лучше, чем вы о них думаете. И чем лучше мы будете думать о людях, тем больше хороших людей нам будет встречаться, потому что «для чистого все чисто», «какой мерой мерите, такой и вам будут мерить» (Мф. 7:2).
«Вынь бревно из своего глаза и тогда научишься, как вынимать сучек из глаза брата твоего» (Мф. 7:5). Бревно – это осуждение, и победить его может только любовь и понимание. Желание всех карать и наказывать за грехи происходит от гордости, в которой уже заложено сатанинское желание уничтожать и низлагать. Ведь сатана и начал с осуждения Бога, обвинив Его в «узурпации власти». Так под видом добродетели уничтожались целые народы и цивилизации. Взять хотя бы большевиков, уничтоживших Россию в лице её лучших представителей.
Но смиренномудрие, с другой стороны, - это не слабохарактерность, как некоторые могут представить, потому что оно связано с истинным мужеством, готовым идти даже на смерть ради Христа и ближних, как это делали наши доблестные воины, защищая русскую землю от врагов.
Вопрос Ваш очень серьёзен и по- хорошему требует непосредственного общения с Вами лично, потому что я уверен, что мой ответ Вас до конца не удовлетворил. Связано это с тем, что многие понятия из раздела православной аскетики, то есть науки о духовной жизни, Вами ещё не усвоены и требуют отдельной проработки. Ещё раз советую Вам прочитать «Душеполезные поучения аввы Дорофея».
Иерей Алексий
Отец Алексий, скажите, как надо подходить к исповеди? я исповедуюсь часто, но не могу сказать что полно. Существую вещи которые я не могу сказать какому-то конкретному знакомому священнику. Я могу полностью исповедоваться в только в монастыре, но часто ездить в монастырь не получается... Скажите как выбрать духовного отца? Как определить, что именно этот батюшка сможет стать твоим духовником?
Уважаемая Екатерина!
К исповеди необходимо приступать всегда, когда мы причащаемся, а причащаться надо стараться каждые две-три недели, максимум раз в месяц. Можно и чаще по благословению духовника. Исповедоваться в иное время можно, если возникла в этом необходимость - это или особые искушения, или - не дай Бог - смертельная опасность, или тяжелое греховное падение.
Стыдиться исповедовать свои грехи не надо, но когда речь касается грехов блудных не надо описывать как вы согрешили - это тоже соблазн, надо лишь назвать грех и раскаяться в содеянном. Когда человек скрывает свои грехи на исповеди - он согрешает и отходит неочищенным благодатью Божией. В молитвах перед исповедью есть такие слова: \"Аще что скрыеши от мене - сугуб грех имаши\".
Духовника святые отцы советовали выбирать не прозорливого, не чудотворца, но трезвенного и рассудительного. Семейным лучше найти себе духовника из белого духовенства, а если в монастыре, то - пожилого опытного, знающего специфику семейной жизни, потому что молодое монашествующее духовенство не понимает зачастую настоящие духовные нужды семейных людей за редким исключением. Я знаю многих несчастных людей, которые разрушили свои семью под руководством неопытных монашествующих духовников, причем пожилых и почитаемых, к примеру в Троице Сергиевой Лавре.
Духовник должен приводить людей прежде всего ко Христу и спасению во Христе, а не к себе самому, устраивая вокруг себя культ поклонения и почитания. Опытный духовник не разбрасывается благословениями направо и налево, но старается по силе дать духовный совет, а зачастую и отказывается его давать, зная, что человек не в состоянии его исполнить.
Знайте, что когда священник говорит - я благословляю или не благословляю жениться или я благословляю или не благословляю разводиться - это неправильно. Он может только посоветовать, а выбор всегда за человеком - это его Богом, а не духовником данная жизнь. Вы можете исповедоваться у любого священника, и выполнять его советы, но только если они не противоречат Евангелию. В наше время, как пророчествовал Святитель Игнатий Брянчанинов, христианам надо много читать и изучать творения святых отцов, так Бог устроил, что писали они именно для нас, для нашего времени и надо этим временем пользоваться, потому что оно будет не всегда.
Божией помощи Вам!Стыдиться исповедовать свои грехи не надо, но когда речь касается грехов блудных не надо описывать как вы согрешили - это тоже соблазн, надо лишь назвать грех и раскаяться в содеянном. Когда человек скрывает свои грехи на исповеди - он согрешает и отходит неочищенным благодатью Божией. В молитвах перед исповедью есть такие слова: \"Аще что скрыеши от мене - сугуб грех имаши\".
Духовника святые отцы советовали выбирать не прозорливого, не чудотворца, но трезвенного и рассудительного. Семейным лучше найти себе духовника из белого духовенства, а если в монастыре, то - пожилого опытного, знающего специфику семейной жизни, потому что молодое монашествующее духовенство не понимает зачастую настоящие духовные нужды семейных людей за редким исключением. Я знаю многих несчастных людей, которые разрушили свои семью под руководством неопытных монашествующих духовников, причем пожилых и почитаемых, к примеру в Троице Сергиевой Лавре.
Духовник должен приводить людей прежде всего ко Христу и спасению во Христе, а не к себе самому, устраивая вокруг себя культ поклонения и почитания. Опытный духовник не разбрасывается благословениями направо и налево, но старается по силе дать духовный совет, а зачастую и отказывается его давать, зная, что человек не в состоянии его исполнить.
Знайте, что когда священник говорит - я благословляю или не благословляю жениться или я благословляю или не благословляю разводиться - это неправильно. Он может только посоветовать, а выбор всегда за человеком - это его Богом, а не духовником данная жизнь. Вы можете исповедоваться у любого священника, и выполнять его советы, но только если они не противоречат Евангелию. В наше время, как пророчествовал Святитель Игнатий Брянчанинов, христианам надо много читать и изучать творения святых отцов, так Бог устроил, что писали они именно для нас, для нашего времени и надо этим временем пользоваться, потому что оно будет не всегда.
Иерей Алексий
Комментариев нет:
Отправить комментарий