среда, 22 января 2014 г.

ХРИСТИАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

1. ПОСТАНОВКА ХАРАКТЕРА ЛЕКЦИИ.

                Я не имею педагогического образования, но в силу своего пастырского служения я собрал вас, чтобы пригласить к обсуждению эту актуальную во все времена для всех родителей, воспитателей и учителей тему.  Впрочем как пастырь и духовник я имею не только полномочия, но и обязанность говорить именно о христианском воспитании детей.
                Кроме того как отец  двоих пока что детей,  я могу с вами делиться опытом и интуитивным восприятием данной темы, что может быть полезным и немаловажным. Поэтому мы здесь собрались как добрая большая семья, где нет никакого  духа авторитаризма, все могут высказываться, просить совета, делиться опытом. Для меня важно все это упорядочить и структурировать, чтобы мы вели последовательную дискуссию, которая бы обогатила бы нас с наибольшей эффективностью.
                Прежде всего я дам вам библиографию того, что можно было бы почитать. А читать и изучать эту тему нужно. Для меня не представляет сомнения, что каждый родитель обязан быть не только хорошим христианином, но и профессиональным педагогом и психологом. Может быть кто-то из вас сможет эту библиографию обогатить своими книгам из своей коллекции, поделиться опытом прочтения этих книг и даст нам их собственную рецензию.



ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 10 ЛЕТ УИЛЬЯМ И МАРТА СИРС


2. ПРИНЦИПЫ И ПРИЕМЫ

                В Евангелии мы не найдем  чётких инструкций на каждую жизненную ситуацию. Есть общий принцип, а инструкциализация возникала по мере того,  как люди в лукавстве своем пытались перетолковать основную заповедь о любви, формализировать ее, чтобы лишить себя подвига благочестия, которые требует определенного напряжения духовных сил и самопожертвования, перевести духовный подвиг в ряд каких-то внешних действий.  Ведь, к примеру, гораздо легче соблазнить девушку и сделать ее беременной, чем взять на себя ответственность жить с ней как супругой и воспитывать с ней своего ребёнка. Причем на первом этапе такой будет кричать о своей любви к девушке и о ненавистных клерикалах, которые против их настоящей, честной любви без "формального штампа" в паспорте, а на втором будет кричать о том, что зажравшиеся попы не помогают детским домам, куда бросили такие брошенные мамы своих детей от таких  "правдолюбцев".  То есть найдется другой виноватый всегда.
                Книг о воспитании написано очень много именно из-за этого стремления все инструкциализировать. Это знаете как с единоборствами. В каждом единоборстве есть энное количество приемов, которые нужно довести до автоматизма, но реальная  боевая ситуация очень часто не вписывается в эти приемы и они становятся неэффективными и человек терпит поражение. Настоящая боевая система основывается на неких принципах, а не наборах хитрых приемчиков. Так и нам все пытаются предложить то одни методики воспитания, то другие, рассматривая детей не как БОГОПОДОБНУЮ ЛИЧНОСТЬ, а как животное для дрессировщика-атеиста, ведь именно на атеистических началах построена классическая педагогика и психология. СДЕЛАЙТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ ТАКИМИ, КАК ХОТИТЕ, ПРОСТО МАНИПУЛИРУЯ ИМИ С ПОМОЩЬЮ НАШИХ МЕТОДИК. Именно таков принцип современного воспитания, стремящегося создать человека новой формации - с определенным набором манипулятивных отзывающихся функций. При этом родителям в воспитании детей личным примером участвовать не обязательно, ну  если только примером такого же СОЦИАЛЬНОГО АНДРОИДА. Поняв принципы, мы сможем выстраивать воспитательный процесс  естественно, ситуативно, мудро и адекватно. Мы сможем анализировать воспитательные методологии и выбирать их. Выбирать в смысле находить полезное и трансформировать в практичное.  Я не сторонник с водой выливать младенца. И в наработках современных педагогов и психологов я знаю и убежден в этом, много можно найти полезного и правильного. Только надо иметь инструмент. Уметь их "выбирать"

3. С ЧЕГО НАЧИНАТЬ. ПРИНЦИП КОПИРОВАНИЯ

                Когда я приступил к изучению темы, я столкнулся с огромным количеством материла, который, пожалуй освоить не хватит и десять жизней. Но, как говорил преподобный Амвросий Оптинский "где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там нет ни одного".  Лукавство мира сего как раз и состоит в том, чтобы жизненно важные темы стали для нас расплывчатыми, непонятными, без чёткой позиции, чтобы лишить нас возможности вести жизнь праведную и в этом воспитывать своих детей. А на самом деле все просто. Очень просто. Даже до тривиальности просто.  НАЧИНАТЬ НАДО С СЕБЯ. Ведь дети - это лишь наши миникопии, которые считывают с нас под копирку все, что мы …. как вы думаете, какой надо поставить глагол сюда? Делаем? НЕТ!!!! Вот в этом очень лукавая подмена и ошибка! ОНИ КОПИРУЮТ НЕ НАШИ ДЕЛА, ОНИ КОПИРУЮТ НАШУ ДУШУ!!!  НАШИ МЫСЛИ, НАШИ ЧУВСТВА, НАШИ СЛАБОСТИ, НАШУ ФАЛЬШ, НАШУ ЛЕНЬ, НАШУ ЗАВИСТЬ, НАШ ЭГОИЗМ и внешнее копирование действий - это лишь малая толика того, что остается от этого, главного и основного аспекта в воспитании!  Так что вы посмотрите сначала на себя. Вы счастливы? Вы достигли чего-то в своей жизни в плане духовном, практическом. Вы сумели реализовать себя? Вы развили свои таланты, свои способности, вы научились жертвенному служению ближним, сумели расставить свои приоритеты по-христиански. Что для вас главнее в жизни? Какое место в Вашей жизни занимает молитва, чтение, хождение в храм, исповедь и причащение? Как выстраиваются ваши отношения с членами Вашей семьи?  Вы помогаете друг другу, поддерживаете друг друга? Ведь только увидев  пример любви, человек начинает способным любить, а  детей это касается прежде всего. НАУЧИТЕСЬ ЛЮБИТЬ -ЭТО САМОЕ ГЛАВНОЕ, ЧТО С ВАС СКОПИРУЮТ ДЕТИ! И любите детей - иначе у вы обречены на провал вашей воспитательной работы даже не начав его!
В общем-то на этом можно было бы и закончить…  Принципов то по большому счёту больше нет никаких. Все остальное - лишь следствие этого простого тривиального принципа.  Видите как просто! Проще не бывает.  А дальше уже пойдет инструкциализация. Но, чтобы не запутаться в ней, мы всегда в своем сознании держим этот единственный и главный принцип!  Он является главой угла, точкой отсчета и точкой возврата всех методик, всех инструкций и принципов второго и третьего  порядка в воспитательной работе.

4. ЛЮБОВЬ И НАКАЗАНИЕ.

                В сознании пожалуй всех людей сложился такой я бы сказал очень вредный и разрушительный ассоциативный стереотип. Когда заходит речь о воспитании, почему то это сразу ассоциируется с наказанием. А должно это ассоциироваться с совсем другим. А именно с родительской любовью, лаской и нежностью.  Надо понимать одну простую опять же вещь. Наказание носит ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ, А НЕ КАРАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР, поэтому важны следующие составляющии в практике НАКАЗАНИЯ, чтобы оно было действенным.
1. Ребенок должен расти в обстановке любви, ласки и нежности. Причем для ребенка необходима не только душевная любовь, ласковые слова, но и прикосновения, поглаживания, поцелуи родителей.  И эту любовь, ласку и нежность он должен видеть так же и в отношениях между родителями. Общение как родителей между собой, так и с ребенком должно быть уважительным, добрым, ласковым. Именно на этом фоне для ребенка потеря этой обстановки будет являться уже инструментом, имеющим воспитательное значение.
2. Ребенок должен понимать и чётко представлять за что его наказывают. Поэтому (конечно по ситуации) хорошо ребенку три раза сделать замечание, и,  если он проявляет непослушание, то на третий раз предупредить о наказании и на четвертый раз наказать. Причем сразу, немедленно, не откладывая на потом. Иначе он не почувствует твердости и основательности ваших предупреждений.
3. Характер наказания нужно выбирать опять же интуитивно, по возможности избегая телесных наказаний.  Телесные наказания допустимы только в случае тяжелых нравственных провинностей и крайне редко и в соответствующем сознательном  возрасте. К примеру, детей до 3 лет лучше просто переключить на что-то. Обычно удобным бывает наказание в виде лишения чего-то, важного для ребёнка. Игры, сладкого, мультиков и т.д.
4. Ни в коем случае не кричите на ребенка в порыве гнева, и тем более не бейте его! Сначала успокойтесь, помолитесь и составьте план адекватных воспитательных действий.

5. ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ И МОЛИТВЫ

                К сожалению, на это мало обращают внимания даже воцерковленные семьи, а зря.
Покаянные молитвы, которые настраивают ребёнка на соответствующую благочестивую волну, которые содержатся в ежедневном молитвенном правиле, прочитанные вместе со взрослыми спокойно, вдумчиво и благоговейно приучают ребёнка к молитве во-первых, к благоговению во-вторых, к общению и духовному опыту в третьих. Это все в его чистую душу посевает добрые плоды его будущей христианской жизни. Только очень не советую перегружать детей взрослым правилом. Рассчитывайте минут на пять - десять. Выберите самые важные молитвы, пусть это будет детское правило. Иначе можно получить обратный эффект. То же самое и с длинными службами. Может быть не стоило бы детей до определенного возраста водить на длинные монастырские службы или уж, если других храмов нет, выбирать время их присутствия на богослужении примерно на час, иначе у них вы отобьете желание к храму с самого детства. С возраста примерно 7-8 лет я бы рекомендовал читать всей семьей Закон Божий Слободского по одной главе вечерами, отвечая на вопросы в конце каждой главы и обсуждая то, что недостаточно понятно или на вопросы, возникающие в связи с прочитанным материалом.  Потом можно читать вечерами благочестивые рассказы, выбирать фильмы на Православную и Библейскую тематику. В-общем полчаса вечернего времени уделите на такое времяпровождение.  Не пожалеете! До этого возраста выбирать другую соответствующую литературу для семейного чтения.  Я думаю о воспитательном значении этих традиций можно и не говорить. Оно очень велико, и не только для детей.

6. ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИСПОВЕДИ И ПРИЧАЩЕНИЯ

                Если ребёнок исповедуется, ВНИМАНИЕ!!! ОН НАУЧИЛСЯ ВОСПИТЫВАТЬ САМ СЕБЯ, он вступил в фазу самоконтроля за своими поступками, мыслями  действиями. Переоценить важность исповеди в становлении личности ребёнка невозможно!

                С причастием все немного сложнее. Здесь очень важно как к этому относятся родители. Формализм или даже пренебрежение этим главным Таинством в Церкви приводит к трагическим последствиям как для родителей, так и для ребёнка. Как может  воспринимать причастие ребёнок, если его родители сами не причащаются и дома совсем не христианская атмосфера, скандалы и ругань?  Но детей необходимо причащать и как можно чаще. «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царствие Небесное» (Мф.19:14). Благодать Божия делает наши сердца добрее и милостивее, дает нам радость, легкость душевную и свободу. Поэтому советую родителям проявить большую серьезность к своей духовной жизни и участию в Таинствах.

7. Ребенок или интернет? Семья или компьютерная игра?

Вот муж или жена приходят с работы, ребенок радостно бежит навстречу, обнимает и целует своего родителя. Папа или мама раздеваются, ужинают и… садятся за компьютер. То же самое делают и дети. Планшеты, ноутбуки. Игры, мультики. Социальные сети и так далее и так далее и так далее… Дети всё-таки бывают менее испорченными, они тянуться к родителями, просят поиграть с ними, порисовать, потанцевать, пойти погулять. Им это все необходимо. Но папа и мама лучше знают, что детям важнее… Поверьте, когда эти дети вырастут, то они быстро забудут своих родителей…

8. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ

        У нас в семье такое правило. Планшет, компьютер - в выходные. И если не было двоек в течении учебной недели. Хорошая мотивация. Не правда ли?. Ну и игры надобно контролировать конечно. Далеко не все игры способствуют развитии личности. Но полную изоляцию от компьютера все-таки я считаю неразумной. Научите ребенка использовать этот инструмент, а не становиться его рабом.


Священник Алексий Есипов. 22 января 2014 г.




Комментариев нет:

Отправить комментарий