Каковы люди на самом деле - никому, кроме Бога, не известно; вернее, что они нечто зыбкое, пластичное, и мы формируем сами, часто по случайному признаку, воображаемую схематическую фигуру и потом сами же или восхищаемся ею, или поносим ее. Надо отказаться от этой точки зрения, что в человечестве есть два враждебных стана, две породы людей - праведные и грешные, предназначенные блаженству и обреченные гибели. Этого нет.Мы все грешны, все поражены грехом, и за всех нас пострадал Господь. Ему дороги одинаково все, и поэтому Ему принадлежит окончательный суд. Вот почему непосредственно за словами Христа о любви идут слова об осуждении: не судите, да не судимы будете (Мф. 7, 1).Не судите - и вам легче будет тогда полюбить всякого, не судите - и у вас не будет врагов. Смотрите на "врагов" как на больных одной с вами болезнью, как на погибающих; оставьте точку зрения личного суда и станьте на точку зрения Божьего дела в мире...Осуждением занята вся наша жизнь. Мы не щадим чужого имени, мы легкомысленно, часто даже без злобы, осуждаем и клевещем, почти уже по привычке. Как осенние листья шуршат и падают, и гниют, отравляя воздух, так и осуждения разрушают всякое дело, создают обстановку недоверия и злобы, губят наши души.Признак недолжного суда - страстность, злобность, безлюбовность от снисходительства к себе, непризнания своей греховности и требовательности к другим.Осуждение отпадает, если мы вспомним бесконечную нашу задолженность перед Богом. Наше немилосердие, неумолимость, беспощадность к людям заграждают пути Божьего к нам милосердия, отдаляют нас от Бога.Мудрость жизни, в том числе христианской - не быть требовательным к людям.Схема отношений к людям часто бывает такова: человек очень нравится, искренно идеализируешь его, не видишь ничего плохого. А вдруг прорвется человек в чем-либо, солжет, расхвастается, струсит... И вот делаешь переоценку, перечеркиваешь все, что видел раньше (и что все-таки продолжает существовать), и выкидываешь человека из своего сердца.Это неправильный и грешный способ отношения к людям. В основе такого обращения с людьми лежат две неосознанные мысли:1. Я - вне греха;2. И человек, которого я полюбил, тоже безгрешен.Как же иначе объяснить и резкое осуждение других, и удивление, когда хороший, добрый, благочестивый человек согрешит!А между тем норма отношения к нашим ближним - прощать без конца, так как мы сами бесконечно нуждаемся в прощении. Главное - не забывать, что доброе, что мы ценим - оно остается, а грех всегда тоже был, только его не замечали.Будем же снисходительнее, любовнее друг ко другу: всем нам так нужна взаимная помощь и любовь, и все наши трудности и горести так ничтожны перед лицом вечности.
Из дневника священника Александра Ельчанинова
Из дневника священника Александра Ельчанинова
Комментариев нет:
Отправить комментарий